Россия, Краснодарский край, Ейск, улица Энгельса, 156
Телефон:
+7 (861) 323-07-65
Пн-пт: 08:00—17:00
whatsapp telegram vk email

Разные уровни общения – разный контекст высказываний

Обновлено: 14.06.2021 12:57:07

Люди постоянно взаимодействуют. Процесс не всегда происходит гладко из-за недопониманий, нарушения этики. В частной жизни ладить с людьми проще из-за избирательного общения. На работе приходиться контактировать с малосимпатичными персонажами и портить себе настроение. Психологи expertology утверждает, что от качества разговора зависят профессиональные успехи и микроклимат в коллективе. Коммуникативные техники помогут выбирать правильные стратегии и находить взаимопонимания на разных уровнях.

image

Функции общения

Двухсторонний многоплановый процесс подразумевает обмен информацией, создание стратегии взаимодействия для понимания. Они важны:

  1. для адаптации психики к стрессовым условиям;
  2. формирования культурного поведения;
  3. получения познавательных способностей;
  4. развития эмоционального интеллекта.

Это позволяет утверждать, что общение – средство организации совместной деятельности и удовлетворения личных эмоциональных потребностей. Оно выполняет разные функций: связующую, социализирующую, трансляционную и не только.

  1. Прагматическая – одна из главных для объединения людей. Примером может служить эпизод из Библии с постройкой Вавилонской башни.
  2. Формирующая ответственна за передачу информации от родителей к детям для развития интеллекта.
  3. Подтверждающая нужна для познания себя. При знакомстве человек на основе сравнения качеств и характеристик, потенциала ищет опорные точки внутри, создает критическое отношение к себе и другим
  4. Межличностная направлена на поиск эмоционально-ценностных компонентов, установки контактов. Создает впечатление о человеке при знакомстве и выражается в ключе «нравится – не нравится»
  5. Внутриличностная рассматривается как потенциал для развития мышления.

О переходе между уровнями

Уровень общения может изменяться. Причём как снизу вверх, так и сверху вниз. Также вы можете в различных ситуациях общаться с одним и тем же человеком на разных уровнях: например, если вы работаете со своим другом в одном месте, и он ваш начальник, тогда на работе вы можете общаться на конвенциальном или стандартизированном уровне, а в свободное время – на игровом или духовном.

Чтобы статья оказалось действительно полезной для вас, предлагаем вам в ближайшие несколько дней анализировать все свои контакты и определять уровень, на котором происходило общение. Устраивает ли он вас? Вы хотите повысить или понизить его? Исходя из описания уровней, как вы можете это сделать? Эти навыки однозначно помогут сделать ваше общение лучше.

Желаем успехов!

Общение на 7 уровнях

В психологии выделяют 7 коммуникационных уровней. Впервые градацию предложил психиатр А. Б. Добрович. Их рассматривают как структурированную систему взаимодействий.

  1. На примитивном к собеседнику относятся как объекту и оценивают с позиций «интересно- не интересно», «нужен – не нужен». Возникшая антипатия не мешает уйти от разговора без объяснений или перекинуться стандартными фразами. Людям абсолютно нет дела друг до друга.
  2. На манипулятивном человек воспринимается как объект для психологического влияния. Отчаянные манипуляторы начинают намеренно и бессознательно управлять жертвой. Типичный пример – диалог покупателя с продавцом-консультантом. Рекламируя товар, тот оказывает давление и вынуждает купить.
  3. Для стандартизированного характерно поверхностное общение. Люди участвуют в диалоге формально, играют определенные социальные роли. Поэтому его называют еще уровнем «масок», скрывающими внутреннюю сущность. Чаще это рабочие отношения.
  4. Конвенциональный предполагает этичное поведения с соблюдением моральных аспектов. Оба собеседника демонстрируют готовность общаться. Диалог происходит на равных в культурных коммуникативных рамках. Уважительный тип общения присущ родственникам, партнерам по бизнесу.
  5. В деловом заинтересованы коллеги, объединенные общими интересами. На первое место выходит готовность к конструктивному диалогу, помощи, психологической поддержке. Не исключена критики, отстаивание субъективной точки зрения. Но они направлены на развитие общего дела и находят коллективное понимание.
  6. На игровом возникает обоюдный интерес, появляются чувства и эмоции. На такой уровень переходят хорошо знакомые или близкие люди, влюбленные пары.
  7. Высший уровень – духовный со свободой самовыражения. На этом этапе люди чувствуют душевное родство и понимают партнеров с полуслова. Выражение «поговорить по душам» подразумевает тесный контакт с собеседниками с высоким уровнем понимания.

Уровни могут меняться снизу-вверх и наоборот в зависимости от условий. С одним человеком общение часто происходит на разных этапах. Если близкий друг начальник, вы не можете позволить фамильярность, и поднимаетесь с игрового /духовного на конвенциальный/ стандартизированный.

Вербальное общение

Социально-психологический феномен имеет различные формы правления. Слова используют как знаковую систему до передачи смыла. Они анализируют события и явления, выделят основные и второстепенные свойства. Вербалика основана на лексике – совокупности слов и синтаксисе для создания единиц слов. Схема следующая:

  1. говорящий выбирает слова;
  2. по правилам лексики и синтаксиса складывает в предложения и произносит;
  3. слушатель кодирует информацию и создает в голове образы и ассоциации.

Но даже при четкой трансляции информации смысл частично искажается. Для эмоционального контакта нужны другие инструменты: модуляция голоса, ритмика, паузы. Они показывают, какие чувства испытывает говорящий к информации и собеседнику.

Типы межличностных контактов

Общение по равноправию делится на диалогическое и монологическое. Первое – субъект-объектное контактирование строится на равенстве участников при взаимодействии. На таком уровне люди стремятся к пониманию и эмпатии. Пример: деление впечатлениями после прочтения книги или просмотра кино. Субъект-объектный диалог строится на лидерстве одного из участников. Пример: отчитывание учителем школьника за невыполненное задание.

Последний тип подразделяют на императивный и манипулятивный. Первый представляет собой авторитарную (директивную) форму контакта. Он преследует одну цель – контроль над поведением одного из участника диалога, принуждение к выполнению действий, принятию решений. Второй вид коммуникаций строится на одностороннем вскрытом воздействии для получения желаемого.

Классификация

Среди коммуникационных форм выделяют две: ролевая складывается, исходя из старшинства, авторитета, статуса. К такому типу относят диалоги между начальниками и рабочими, преподавателями и учениками. Она регламентируется утвержденными правилами. Личностная напрямую зависимость от личных отношений собеседников и симпатий, бывает кратковременной и длительной.

По содержанию общение бывает:

  1. материальное – для обмена продуктами деятельности;
  2. когнитивное с предоставлением полезной информации;
  3. кондиционное с передачей психического и физиологического состояния;
  4. побудительное для вдохновения целями и задачами;
  5. деятельное через взаимообмен операциями и навыками.

По коммуникативным целям различают биологическоеисоциальноесоответствие потребностям. Первый вид нужен для поддержания психического равновесия; второй – укрепления межличностного взаимодействия, развития интерперсональных отношений.

По средствам коммуникации бывают 5 видов:

  1. Непосредственная. Это первая форма, положившая начало другим видам общения. Подразумевает простой контакт, построенный на обратной связи.
  2. Опосредованный для общения и обмена информацией по телефону, переписке.
  3. Прямой предполагает беседу «глаза в глаза» с выражением эмоций.
  4. Косвенный через посредников.
  5. Ритуальной. Это устоявшаяся форма символичного поведения с последовательными действиями.

3 типа бесед

Формализованная происходит в рамках регламентации (переговоры, семинары, конференции). Для деловой и научной среды с чтением докладов и лекций идеален социально-ориентированный вид коммуникации

В полуформализованной нет предварительной договоренности. По регламенту соблюдаются основные этические нормы (светские беседы, приемы). Для такого общения подходит групповой предметно-ориентированный вид. Самые удачный формат – неформализованный с гибкими правилами, построенный наличностно-ориентированной коммуникации. Он регулирует только сущностную часть разговора.

Уровень масок (стандартизированный)

Выбирая уровень масок, собеседник старается скрыть свои истинные чувства, свое Я.

Часто в ситуации, когда общаться желания нет, но социальные нормы требуют участия в беседе, человек надевает маску. И тогда в первую очередь он беспокоится о том, чтобы сохранить маску и скрыть истинное Я.

Американский психоаналитик Бюдженталь выделил в стандартизированном уровне следующие подуровни:

  • формальный;
  • поддержания контакта;
  • стандартной беседы.

Переход на формальный уровень используется для сохранения привлекательной репутации или определенной дистанции между собеседниками.

Уровню поддержания контакта свойственно более непринужденное общение, основанное на обмене не только информацией, но и мнениями.

Уровень стандартной беседы — это повседневное общение в кругу родных или знакомых, когда необходимо скрыть истинные эмоции.

В общении такого уровня в принципе нет ничего плохого, да и нормы поведения в обществе требуют надевать ту или иную маску в разных ситуациях. Если человек постоянно общается на стандартизованном уровне, это приводит к размытию границ собственного Я и неумению впоследствии выражать свои истинные чувства.

Зачем нужно невербальное общение?

Для передачи эмоций и чувств слов не хватает. Картину переживаний придают позы, жесты, выражение лица. Всего 7% доносится вербально, 38% интонационно и 55 языком тела. К этому выводу пришел профессор из Калифорнийского университета Мейерабиан в «Теории тихих сообщений». Более поздние исследования это подтвердили. Было установлено, что люди произносят предложение за 2,5 секунд. Вербалика в диалоге занимает до 35%. Информацию в 65% случаев предают с помощью жестов.

Психологи разделяют мнение, что слова подходят для сжатой передачи информации; жесты – «обсуждения» межличностных отношений. Если девушка «стреляет» глазами и посылают «смс- сообщение», выражая таким способом симпатию, слова не нужны.

Пятый уровень: игровой

Испытывается искренний интерес и симпатия к собеседнику. Характерной чертой пятого уровня общения является насыщенность чувствами и эмоциями. Как правило, на игровом уровне общаются те люди, которые уже не первый день знакомы друг с другом.

Для пятого уровня общения свойственны доброжелательность, тактичность, чувственность и чувствительность, забота и уступчивость. Чаще всего собеседники стараются показать себя с лучшей стороны и вызвать взаимное расположение друг к другу. Именно поэтому данный уровень получил название игрового.

Примером пятого уровня может служить общение между женщиной и мужчиной на этапе влюблённости.

Невербальные компоненты

Это язык тела, визуальное и акустическое восприятие общающихся объектов, передающие эмоциональную информацию. Знаки тела помогают убедиться в ее истинности или во лжи, заранее предугадать впечатление. Для трактовки жестов руководитесь правилами:

  1. «Читайте» не отдельные жесты, а в совокупности.
  2. Движения рук интерпретируйте в контексте сказанного. Скрещенные на груди кисти не всегда демонстрируют готовность к контакту. Аналогично ведет себя замерший человек и пытающийся унять нервную дрожь.
  3. Учитывайте национальные особенности и темперамент. Одни постоянно жестикулируют, другие держат руки в карманах и долго формулируют мысли.
  4. При сканировании поз не приписывайте личный опыт другому человеку.

Думающие люди сознательно контролируют мимику и позы. Чтобы сбить с толку, следят, чтобы слова и действия не были конгруэнтными. Примерами противоречивости могут служить заверения о хорошем настроении с поникшим лицом, убеждение в искреннем отношении с отведением глаз.

Виды невербального общения

Такой вид коммуникации появился вместе с языком и словами. Для получения нужной информации большую часть информации важно обладать техникой синхронизирования. При употреблении в речи одинаковых слов, копирования жестов, мимики, скорость речи, тональности на подсознательном уровне возникает доверие. Знания невербальных способ позволяет:

  1. различать наигранные чувства;
  2. устранять коммуникативные барьеры;
  3. создавать неформальную атмосферу;
  4. подстраиваться под манеру общения.

Мимика

Один из главных компонентов, выражающих эмоциональное состояние и отношение к происходящему. По лицу, как по книге, можно читать переживаемые чувства. О них говорят: непроизвольное сведение бровей, сморщивание лба, носа, поджимание губ. Поднятые брови передают удивление и восхищение. Опущенные уголки губ говорят о горе или грусти. Сжатые челюсти демонстрируют обиду.

Жесты

Сложно представить увлеченную беседу с руками по швам. Эмоциональные порывы сопровождают движения тела. Они искренние, поскольку не контролируемы. Даже рукопожатие дает сведения о собеседнике. Поданная ладонью вниз кисть, показывает превосходство; направленная вверх, – согласие на пассивную роль; даденная вертикально, –партнерское расположение. Каждые движение связано с ходом мысли и чувством. Распространенные жесты:

  1. оценивающие: касание подбородка, проведение указательным пальцем по щекам, прохаживания;
  2. самоконтролирующие: сведение рук на пояснице, сжимание кистей, вцепленные пальцы в крышку стола или в подлокотники.
  3. доминирующие: выставление больших пальцев, резкие взмахи руками.

Позы

Важно значение тела. Манера стоять, ходить и сидеть несет массу дополнительной информации. Если собеседник сидит, подавшись корпусом вперед, то так выражает сосредоточенность. Откинутая назад спиной и нога на ногу демонстрируют незаинтересованность. Поза готовности узнаваема по рукам на бедрах; наклоненном вперед туловище, опирающимся на колени рукам.

Шестой уровень: деловой

Здесь присутствует любовь к общему делу. Объединённые общей целью люди открыты друг другу, общаются на равных и всегда готовы помочь.

Деловой уровень общения отличается открытостью его участников, взаимным доверием, верностью, искренностью, взаимоуважением и, что называется, «чувством локтя». «Маски» на этом уровне на имеют никакого значения.

На шестом уровне общаются старые друзья и супруги, у которых уже прошёл бурный страстный период.

Примитивное общение и его особенности

У людей всегда есть причина для разговора, в большинстве случаев они начинают или поддерживают беседу с какой-то определенной целью. Без передачи информации трудно заниматься различными видами деятельности, личностным развитием, усваивать духовные ценности.

Для примитивного общения не требуется много времени, так же как и каких-либо дипломатических навыков. Это не светская беседа, а нечто другое:

  • партнер по коммуникации рассматривается как объект;
  • если он нужен — осуществляется попытка наладить контакт;
  • если становится понятно, что в нем нет необходимости, едва начавшийся разговор прекращают резко, порой даже грубо, без объяснений.

Такой тип общения можно охарактеризовать как некорректный, пренебрежительный. Инициатор контакта не переживает, насколько адекватно он будет воспринят, так как предпочитает говорить, а не слушать. Качество отклика его не интересует.

Примитивному общению соответствуют неожиданные откровения пьяного человека в автобусе, которые он решил изложить уставшей пожилой женщине. Она не хочет поддерживать разговор, ей неприятно с ним общаться и стыдно перед другими пассажирами, что чем-то заинтересовала его.

Манипулятивные приемы в педагогической практике

Взаимодействие между учениками и учителями предполагает определенную модель поведения обеих сторон. В процессе обучения детей педагоги обычно применяют такие манипулятивные тактики, как избыточный контроль, административное давление, эмоциональное воздействие. Подобные влияния провоцируют у учащихся пассивное повиновение, вызывают чувство страха и подавленности. Признаки манипулятивного поведения педагога:

  • Нежелание брать на себя ответственность за принимаемые решения.
  • Дисбаланс в понятиях – выигрыш для учителя и поощрение учащегося.
  • Силовое давление на индивида.
  • Стремление спровоцировать у ученика стереотипную реакцию.

Для адресата влияния в таких ситуациях характерно формирование психологических автоматизмов, подавление искренних, естественных реакций, возвращение к инфантильным, детским реакциям, развитие состояния суженного сознания. Ученики, попавшие под влияние педагога-манипулятора, становятся агрессивными, обидчивыми, суетливыми, напряженными.

Как противостоять попыткам примитивного общения

Столкнуться с примитивным общением можно не только на улице или в общественном транспорте. Этим грешат продавцы и многочисленные консультанты, представители бюрократической системы.

У этого типа общения есть ряд признаков:

  • небольшой словарный запас;
  • ускоренный темп речи — фразы произносятся очень быстро, сплошным потоком;
  • инициатор пытается подавить любые возражения, не воспринимает сказанное в ответ.

Не стоит даже пытаться что-то объяснить такому человеку, ведь для него главное — выполнить задуманное.

Если избежать контакта не удается, нужно:

  • постараться прервать словесный поток, оборвать речь говорящего;
  • тон голоса повышать нельзя, говорить следует размеренно и четко;
  • выражать свои мысли корректно, не допускать грубых выражений;
  • интонация голоса должна быть уверенной и твердой.

В этом случае не рекомендуют использовать более высокие уровни общения.

Интеллигентный человек с тихим голосом и культурными манерами не сможет достучаться до сознания какого-либо уличного хама и образумить его. Если не получается говорить с такими людьми на одном языке, лучше быстро ретироваться.

За рубежом под термином «примитивное общение» понимают коммуникации между человеческими особями в доисторический период, когда контакты были ограничены, не было развитой речи, использовалась мимика, отношение к собратьям и эмоции выражались криками. К зачаткам общения относят древние наскальные рисунки, язык жестов.

Ссылка на основную публикацию
Похожее