Россия, Краснодарский край, Ейск, улица Энгельса, 156
Телефон:
+7 (861) 323-07-65
Пн-пт: 08:00—17:00
whatsapp telegram vk email

Мания величия — её стадии, причины возникновения и способы лечения

Мания величия – расстройство психики, при котором пациент ощущает себя великим человеком, не имея на это никаких объективных оснований. Многие думают, что мания величия – это когда человек считает себя Наполеоном. На самом деле, далеко не у каждого «наполеона» есть мания величия – у большинства можно говорить лишь о бредово-галлюцинаторного синдрома.

В вот если пациент считает, что именно он нашел лекарство от всех болячек, захватил (или захватит) мир – высока вероятность того, что у него действительно мания величия. Сам пациент при этом будет рьяно отрицать свое болезненное состояние – будет твердо уверен в том, что его способности истинные, ему предначертаны великие роли и миссии.

Мания величия: особенности личности пациента

Каждая мысль пациента с манией величия сосредоточена на его истинной ценности для социума и исключительности его идей. Как следствие, каждый его поступок и любой разговор, каждая мысль и каждое действие будут направлены на признание в социуме именно этой самой великой ценности, оповещение максимального числа слушателей о существовании пациента и его исключительности.

Такой пациент не может просто поверить, что на планете существуют еще люди, которые в силу своей неграмотности и убогости не знают о нем, его идеях и великих планах. Он искренне верит в то, что все им обязаны восхищаться и хвалить, ставить в пример и любить его идеи, как свои. Пациента сложно (практически нереально) убедить в том, что озвученные им идеи не столь уж и важны и замечательны, а дела – обычны. Человек с манией величия будет вовлекать в свои круги все большее число слушателей.

Причины возникновения.

Как большинство психических расстройств, тип личности, при котором возникает мания величия, может передаваться от родителей к детям, а также закрепляется воспитанием. Такие люди склонны к завышенной самооценке, составляют грандиозные планы на протяжении всей жизни.

Проявляется в структуре таких болезней, как аффективное расстройство (частые смены настроения), шизофрения (нарушение мышления, галлюцинации, бред). Может возникать после черепно-мозговой травмы или сильного стрессового фактора, который запустит этот процесс.

Алкоголь и наркотики также могут способствовать развитию мании величия, так как пагубно влияют на клетки головного мозга. Деменция у пожилых людей, поражение головного мозга сифилисом – ещё одни из негативных факторов, который наносят вред нервной системе и могут спровоцировать начало расстройства.

Пройти тест на тип личности

Симптоматика патологии при мании величия

Не у каждого пациента патологическое состояние (собственно, сама мания величия) будет проявляться достаточно ярко и активно, сопровождаться сильными бредовыми идеями и попытками донести и навязать собственные взгляды окружающим. Симптоматика патологического процесса также может включать и другие проявления:

  1. Чрезмерную активность пациента. Наиболее ярким симптомом мании величия является активное продвижение самим пациентом его идей, гипертрофированная энергичность и отсутствие видимого ощущения усталости.
  2. Пациента беспокоят частые и необоснованные перепады настроения. У человека ступор может сменять чрезмерное возбуждение, депрессивное состояние резко сменяться эйфорией, и так далее. Такие перепады практически не контролируются самим пациентом, протекают вне его воли и власти.
  3. Высокая самооценка пациента. Человек считает, что его идеи имеют высокую ценность, а он сам – это возвышенный носитель бесценного знания. При этом пациент требует от своего окружения такого же признания и почитания.
  4. Пациент неспособен адекватно воспринимать окружающую его действительность, воспринимать реальность. Каждое замечание будет восприниматься в штыки, советы – игнорироваться или же резко и весьма грубо пресекаться.
  5. Пациент попросту не способен воспринимать чужое мнение и позицию – он будет отрицать любую критику и каждое существующее в его окружении альтернативное мнение.
  6. Пациента регулярно беспокоит бессонница – она обусловлена чрезмерной активностью, которой всегда сопровождается мания величия. Нормально засыпать человеку с «манечкой» мешают навязчивые мысли о своём величии.

У мужчин мания величия диагностируется гораздо чаще, чем у женщин – им присуще большее проявление агрессии в процессе донесения собственных мыслей и идей, что может вылиться, в том числе, и в физическое проявление агрессии. Мужчины активны и настойчивы, стараются нейтрализовать каждого, даже мнимого соперника, пытающегося оспорить величие пациента.

У женщин мания величия протекает в более мягких формах и приступы яркого проявления агрессии – большая редкость. Основной мотив «великих женщин» – быть лучшей во всем. Мания величия часто принимает формы эротомании и бреда, в качестве показателей своего величия женщины часто выдумывают интимные связи со знаменитостями. У женщин мания величия часто сопровождается приступами депрессии и суицидальными наклонностями, чего практически не бывает у мужчин.

Симптомы и признаки

Помогают понять, что такое мания величия признаки, проявляющиеся на определенных стадиях развития этого расстройства.

  1. На 1-й стадии – начальные проявления: признаки расстройства почти не заметны для окружающих, пациент пытается выделиться из социальной среды как чем-то примечательная и выдающаяся личность.
  2. На 2-й стадии – прогрессирование расстройства: активизация бреда величия, когда пациент навязчиво убеждает всех в своем особом положении, гениальности, влиятельности и т.п.
  3. На 3-й стадии – патологическое развитие: явное усугубление признаков в физическом и психическом плане, могут наблюдаться попытки свести счеты с жизнью (суицид), развиться слабоумие.

Симптоматика МВ чаще проявляется в следующем:

  • усиление активности, что проявляется в поведении и эмоциях (пациент суетлив, неадекватно весел, болтлив сверх меры, мало спит, почти не устает);
  • непомерно завышенная самооценка (от окружающих ожидают и требуют почтительного, даже раболепного отношения к себе) при недопущении даже малейшей критики в свой адрес;
  • скачкообразное настроение (то оно излишне приподнятое и оптимистичное, то навязчивое, подозрительное и агрессивное);
  • неадекватное реагирование на критику (либо полное игнорирование веских аргументов по поводу допущенных ошибок и просчетов, либо агрессивное отстаивание своей «непогрешимости»);
  • безоговорочная вера в ошибочность (необъективность, банальность, шаблонность, несамостоятельность) идей и мнений других по сравнению с собственными воззрениями;
  • в физиологическом плане: нарушается режим сна (он становится малопродолжительным, поверхностным и тревожным, больной часто просыпается), после фазы излишней активности приходит фаза истощения (не только физического, а и психического).

У мужчин

Особенности мегаломании у мужчин проявляются в преобладании эмоций агрессивного плана, что в поведенческих реакциях реализуется:

  • в психологической сфере – деспотизмом, эмоциональным прессингом, тиранией как чертой характера;
  • в физической сфере – демонстрацией своего превосходства в силе, домашним насилием (побои и т.п.).

Хвастовство, пренебрежение мнением других людей, возвышение собственного мнения – также является присущим для мужчин с МВ.

У женщин

Статистически мегаломанию у женщин фиксируют значительно реже (по сравнению с мужчинами). Женщину с МВ можно отличить:

  • по стремлению доказать, что она выглядит лучше всех (если даже объективные причины для этого отсутствуют);
  • по перфекционизму в оценке своих достижений («я это сделала превосходно, другим до меня просто далеко»);
  • по «непревзойденности» в воспитании детей, ведению быта (в интерпретации самой женщины с мегаломанией).

Факторы и риски развития мании величия

Опираясь на статистические данные, выделяются основные «группы риска» по мании величия:

  1. Пациенты с психическими патологиями, в особенности с преобладанием шизофрении и маниакально-депрессивным психозом.
  2. Мужчины с алкогольной или наркотической зависимостью.
  3. Пациенты, перенесшие травмы головы или тяжелые психические переживания (особенно в детстве).

В течение патологического процесса у пациентов чередуются следующие стадии:

  • Слабые симптомы.
  • Развернутое проявление патологии (бредовые проявления).
  • Период декомпенсации (депрессия, физическое/психическое истощение).

Признаки мании величия

По мнению практикующего психолога Елены Вагановой, основной признак мании величия — факт того, что человек концентрирует все мысли на исключительной личной важности для общества. Причем он не просто уверен в собственном всемогуществе, гениальности и уникальности, но и стремится оповестить об этом окружающих.

В числе других признаков мегаломании:

  • неадекватное поведение и преувеличение своих способностей, достижений;
  • резко выраженный эмоциональный фон;
  • перепады настроения (от эйфории до тревоги и депрессии);
  • бессонница и гиперактивность;
  • громкая и ускоренная речь;
  • высокомерие и пренебрежение к окружающим;
  • уверенность в собственной идеальности;
  • переоценка своих достижений;
  • неспособность воспринимать чужое мнение;
  • тирания и эмоциональный прессинг;
  • негативное отношение к любой критике и предложениям помощи.

Словарь терминов

В этом разделе мы собрали все термины, с которыми вы могли столкнуться в этой статье. Постепенно, мы соберём из этих пояснений настоящий словарь нарколога-психиатра. Если какие-то понятия остались для вас непонятными – оставляйте ваши комментарии под статьями нашего сайта. Мы обязательно поможем вам разобраться во всём.

Бредово-галлюцинаторный синдром

– вид галлюциноза, который сопровождается бредом. По содержанию, этот бред соответствует галлюцинациям, из-за чего достигается стойкая уверенность пациента в реальности вымышленных (галлюцинаторных) событий.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот:
« Комиссия прибывает с проверкой в психиатрическую лечебницу. Главврач (вполголоса): А вот тут у нас больные с бредом величия… Старший комиссии (одному из больных): Кто вы? Больной: Je suis Napoléon Bonaparte, l’empereur. Старший комиссии (другому): А вы кто? Второй больной: Не человечьим хотением, но Божиим произволением ЦАРЬ ЕСМЬ! Старший комиссии (третьему): А кто же вы? Третий больной : О смертный, ты не узнаёшь Господа Бога своего? Старший комиссии (последнему больному): Ну а вы кто? Четвёртый больной: Я Семён Лопухов, старший экономист, начальник отдела. Не понимаю, почему меня здесь, с сумасшедшими, держат. Старший комиссии (тихо главврачу): Если честно, я тоже не понимаю, почему его здесь держат. Главврач (тихо): Причина есть. Очень сложный случай. Он действительно Лопухов Семён Петрович — но он просто рядовой бухгалтер и, по заверению его директора, стать начальником отдела не имеет НИКАКИХ шансов! »
— В другой версии анекдота больной называл себя мясником Рабиновичем, хотя на деле был всего лишь инженером Ивановым
« — Доктор, мне кажется, что у меня мания величия… — Да что ты знаешь о мании величия, жалкий, ничтожный человечишка?! »
— Ещё один анекдот

Театр[править]

  • «Ревизор» — интересный случай. Иван Александрович Хлестаков — в целом более или менее адекватный человек, даром что дурак, козёл, фанфарон и вертопрах. Но он по жизни очень уязвлён тем, что ему, такому молодому и красивому, приходится униженно прозябать в жалком чине 14 класса (ниже просто не бывает), а его отец, старый барин, знает ему цену и держит его «в чёрном теле», хоть и да-алеко не в нищете (но Хлестаков еще и лудоман, и не умеет жить по средствам, и постылую службу откровенно прогуливает — а от всего этого постоянно в долгах по уши). И вот, когда Ивана Александровича по ошибке принимают за важного чиновника, присланного с секретной ревизией (а значит, мол, и тайные службы вовлечены!), и наш антигерой это осознаёт — он начинает упиваться нежданной удачей и старается извлечь из подвернувшегося случая максимум («Ведь живёшь на то, чтобы срывать цветы удовольствия!»(с)). И когда он перебрал алкоголя на обеде у напуганного до полусмерти коррупционера-городничего — из его, Хлестакова, уст начинает литься немыслимая чушь в духе сабжа статьи, в которой Хлестаков выдаёт за действительное… всё то, чем он желал бы быть или хотя бы слыть. (Самые ядрёные цитаты см. здесь. А полный текст — в тематической статье.) А автор заявлял, что Хлестаков при этом ещё и временно поверил в собственную ложь!

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Н. В. Гоголь, «Записки сумасшедшего» — главный герой Поприщин.
  • «Палата номер шесть» Чехова — пятый обитатель палаты:
« »
  • Братья Стругацкие, «Парень из преисподней». Гаг заподозрил сабж у незнакомого бронемастера [офицерский чин в танковых войсках Гиганды ]: «Почему не скомандует „обращаться без чинов“? Из низов выслуживался? Ему, видать, как музыка — „господин старший бронемастер!“». Но всё оказалось и сложнее, и проще: просто внедряемый землянами агент неидеально знал матчасть.
  • Дмитрий Емец, «Таня Гроттер» — Шурасик (пародия на троп).
  • «Руки вверх! или Враг №1» — у полковника Шито-Крыто лёгкая форма этого недуга, впрочем, негодяй он действительно выдающийся. А вот у Толика Прутикова развилась тяжелейшая — mania dutica , которая даже отразилась на его физиологии.

На других языках[править]

  • «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса. Казалось бы, образец из палаты мер и весов, кристально чистый пример тропа… …или всё же не совсем. Скорее субверсия. Благородный Алонсо Кихано, конечно, вопреки закону и обычаю назвал себя «Дон Кихот» («дон» полагалось лишь рыцарю, а он дворянин, в рыцари не посвящённый). Но особого упоения собою у протагониста не заметно. Этот человек очень добр, сострадателен, простодушен, душевен, к гордыне почти не склонен. Это «человек со вздохом» (как любил отзываться о самом себе житель другой эпохи и другой страны — И. И. Панаев ). Сеньор Алонсо совсем не случайно взял себе прозвище Рыцарь Печального Образа. Ему, в рамках его психопатологии, нравится ощущать себя не «вознесённым над прочими людьми», а Носителем Великой Миссии, избавителем человечества от злых волшебников и кровожадных великанов. Вот как вредно не держать себя в руках, когда, задолбавшись провинциальной скукой, обчитаешься рыцарских романов и легенд (фактически — тогдашнего фэнтези)…
« Хоть с головой, сеньор мой Дон Кихот, У вас от чтенья вздорных книг неладно — Никто на свете дерзко и злорадно В поступке подлом вас не упрекнёт. »
— Сам автор романа
  • Теккерей, «История Пенденниса»: «Том Бикерстаф… посмотрелся как-то в зеркало и решил, что он похож на Шекспира; для вящего сходства с бессмертным бардом сбрил волосы надо лбом, без отдыха писал трагедии и к концу жизни совсем помешался — буквально погиб от мании величия!»
  • Генри Лонгфелло, «Песнь о Гайавате»: когда негодяй По-Пок-Кивис пытался спрятаться от заглавного героя, он превращался в бобра и казарку… почему-то гигантских, и его было легко найти. Сумей он спрятаться получше, остался бы жив.
  • «Приключения лисёнка Лиско»: шизофреник Панцирь любит воображать себя великим сыщиком и спецслужбистом. (Напрасно ему доверился товарищ Медведь, председатель Тихого Леса…) Последствия трагикомичны, чтобы не сказать «трагифарсовы». Во второй и третьей книге Панцирь уже в отставке и опасности не представляет.

«Артемис Фаул» — Опал Кобой, просто Опал Кобой.

Кино[править]

  • Явление высмеяно в фильме с Луи де Фюнесом, который так и называется: «Мания величия» (1971). Комедийная переделка драмы Виктора Гюго «Рюи Блаз».
  • «Айболит-66» — на примере Бармалея, намеренно карикатурно.
  • «Мстители» — таких здесь аж двое, и когда они встречаются, получается довольно весело: Тони Старк расписывает, как большое эго Локи требует «фанфар и парадов, и монумента до небес со своим именем на нём…» и тут же соображает, что сам же построил такой монумент. Для себя. Ой, бл…
  • Индийский (тамильский) «Робот». У робота Читти имеется определённая мания величия. Но это прослеживается во время песен (которые при дубляже не перевели). А в режиме терминатора робот давит педаль в асфальт в совместной с Саной песне «Arima Arima». Повелитель всего неживого, самая совершенная машина — это он о себе.

Телесериалы[править]

Отечественные сериалы[править]

  • «Следствие ведут ЗнаТоКи», фильм «Шантажист» — иронический зигзаг: «мания преследования величия», маленький шедевр словотворчества от майора капитана Томина. Зигзаг, т. к. ни о каком величии рядовые сотрудники МУРа, естественно, и не помышляют (соответственно, и защиты не требуют — хотя коллеги чуть ли не навязывают), а вот преследование — таки да, имеет быть.
  • «NEXT 3»: не совсем здоровый психически криминальный авторитет Мамыкин (на вид — амбал с «кувшинным рылом») обожает писать маслом собственные портреты, безбожно приукрашенные в стиле «соцреалистических портретов вождя», а-ля Глазунов или Налбандян. А так косит под Гитлера.
  • «Учитель в законе», третий сезон («Возвращение»), первая арка («Вагон с алмазами»). Здоровенный дядёк Евгений Толкачёв, он же «Вагон» — криминальный барон-беспредельщик, купивший себе «корону вора в законе», но по воровским понятиям не имеющий на неё права, потому как его прошлое запятнано добровольным сотрудничеством с органами внутренних дел, проще говоря — был стукачом и крысой. И что же мы видим в особняке Толкачёва? Его огромный, очень похожий портрет маслом, запечатлевший его в величественной и самодовольной позе, в алом домашнем халате.
  • «Лесник». В четвёртом сезоне Борис Иванович Тулов окончательно сошёл с ума (на почве многолетнего, застарелого алкоголизма) и стал вдобавок творческим нарциссом: будучи смехотворным МТА, но утратив чувство реальности, вообразил себя маститым, успешным, востребованным и попросту гениальным писателем. Линия продолжается и дальше: в одной из следующих серий Борис Иванович на полном серьёзе назвал свой высер плод досуга… «классической литературой». Артист Михаил Васьков играет так натурально, что в итоге нифига не смешно — скорее оторопь берёт.
  • А уж когда этот плод досуга экранизировали на телевидении (на правах пародии), заплатили Тулову хорошие деньги и подарили «авторский экземпляр» на нескольких DVD… Короче, Боряша задрал нос до небес, накропал еще один продукт (сиквел!), издал на бумаге (кажется, даже не за свой счёт!) и пытается дарить VIP’ам, в том числе криминальным, экземпляры книг «с собственноручной подписью автора». Но VIP’ы не берут, отказываются — кто деликатно, а кто (особенно урки) и не очень.

Зарубежные сериалы[править]

  • «Клиника» — доктор Кокс. Принуждение подчиненных к скандированию собственного имени и целованию перстня, а также постоянное самолюбование прилагаются к образу.
  • Gotham: как и всякий уважающий себя злой гений, безумный ученый Хьюго Стрейндж страдает тропом. Обязательно было использовать известное многим прозвище при заказе на Уэйнов и при пациентах в подпольной лаборатории?
  • «В Филадельфии всегда солнечно»: Деннис считает себя ни много ни мало «Золотым Богом», хотя на деле он такой же white trash, как и вся остальная шайка, пусть и довольно смазливый.

Мультфильмы[править]

  • «Старые заветы» Ефима Гамбурга — сборник из нескольких новелл. Завет «Кто возвышает себя — унижен будет» проиллюстрирован следующим образом. Древнеегипетский фараон непременно хочет звезду с неба в качестве ордена на грудь (намеренный анахронизм). Он пытался достать эту звезду рукой, взгромоздившись повыше, но… не получилось.
  • «Как казаки невест выручали», «Как казаки в хоккей играли» — пиратский капитан. Косит сначала под Наполеона, одного из символов стереотипного сабжа, затем под Гитлера.

Мультсериалы[править]

  • Futurama — Бендер. Просто Бендер. А также Зепп Бранниган, который давит педаль в асфальт даже по тамошним меркам. Также нельзя не упомянуть Мамочку и некоторых других персонажей.

Комиксы[править]

  • «Приключения Тинтина». Когда генерал Тапиока в очередной — и как ему казалось, в последний, окончательный — раз захватил власть в республике Сан-Теодорос, он «скромненько» переименовал её столицу Лас-Допикос в Тапиокаполис.

Аниме и манга[править]

  • Ranma 1/2: мания величия проглядывается у Татэваки Куно. Учитывая, что он рос у отца-маньяка — ничего удивительного.
  • Death Note. Пример из палаты мер и весов: что бывает, когда человек, помешанный на идее стать великим, — ещё и настоящий гений, способный хотя бы попытаться.
  • Code Geass. То же самое, но Лелуша к земле привязывает цинизм, из-за которого он концентрируется только на политике.
  • Hetalia — Пруссия.

Видеоигры[править]

  • Evil Genius: все три Злых Гения определённо страдают манией величия в разных формах. Даже сложно сказать, какой из них больше.
  • Streets of Rage (Bare Knuckle) III: мистер Икс все свои резиденции и секретные базы уставил собственными золотыми бюстами.
  • Boogerman: в сопливо-дерьмовом (буквально) государстве, которым правит Бугермейстер, на каждом шагу висят его пафосные портреты.
  • MKM Sub-Zero: в аду, которым правит падший бог Шиннок, стоит огромнейшая статуя этого самого Шиннока. Это в официальной игре. А инди-игры, развивающие тему Mortal Kombat (например, Outworld Assassins), давят педаль в пол: там в аду и «находящихся на его балансе» земных зданиях через каждые два шага стоит изваяние, изображающее «великого и несравненного государя Шиннока»!
  • Серия игр-поединков Mortal Kombat: арена-храм с многометровым изображением шлема-маски (мэнпо-кабуто) императора Шао Кана. Мания величия Шао Кана подсвечена и ещё многими способами: его многочисленные коронные фразы, его любовь к тропу «На колени перед Зодом!», его гордые позы, его всегдашние понты и снисходительное пренебрежение противником (отчего император и сливает бои)… Милина (искусственная бой-баба, созданная, в частности, на основе генетической информации Шао Кана) — вся в «папулечку»: «Я — совершенное существо!».

Street Fighter — М. Байсон, криминальный барон с псионическими способностями и планами захватить мир. Одни позы чего стоят.Dragon Nest — Карахан (один из злодейского кордебалета). Пополам с тяжёлым, запущенным нарциссизмом.

    Sonic the Hedgehog — в первую очередь, конечно же, доктор Эггман, начиная с громогласного «I am the greatest scientific genius in the world!» и заканчивая помещением своего злодейского усатого оскала на всё подряд: своих роботов, строения, звезду смерти и так далее. Причём это явно семейное — его дедушка, Джеральд Роботник, построил целую космическую колонию, лицевая сторона которой выполнена в виде всё той же усатой физиономии.

      И всё тем же страдают практически все главные антагонисты игр: Метал Соник, Блэк Дум, Инфинит и другие. Пафос, коронные фразы и формы однокрылого ангела в наличии.Undertale — недотёпистый скелет Папирус себя иначе, как «великим» не именует, и мечтает, чтобы все им восхищались, король Асгор подстриг изгородь в форме его улыбающейся головы, а количество друзей росло… а для этого, как он считает, ему следует изловить существо, чья душа по мощи превосходит души всех монстров Подземелья вместе взятые.

      Визуальные романы[править]

      • Насуверс, линейка Fate — «золотая консервная банка» Гильгамеш. Потрясающее самовозвышение Короля Героев настолько велико, что в силу упёртого неверия в возможность собственного проигрыша он раз за разом сливает бои куда более слабым противникам , даже зная каждый их удар заранее . Будучи частично богом, «прото-Арквейд» и попросту первым из Героических Душ , имеет для такой мании все основания.

      Музыка[править]

      • «Телевизор», «Мания величия».

      Реальная жизнь[править]

      Балалайка докладывает: Здесь не надо примеров из 1990-х годов или позже.
      • В психиатрии принято использовать термин «бред величия» вместо «мания величия», т. к. мания — состояние, характерное для маньяков. Нет, не тех, кто с ножом по улицам тёмной ночью ходят, а для тех, у кого повышенное настроение, либидо, физическая и умственная активность[1]. Бред величия, или одержимость величия, характерен для ряда психических отклонений, связанных со сверхценными идеями: человек проникается желанием настолько сильным, что в одиночку его исполнить никак не сможет. К примеру, подчинить себе всю Вселенную и управлять ей, не привлекая внимания санитаров . На крайний случай, весь мир. Ну что вы, совсем скромно: стать императором Атлантиды. Такие идеи выдвигают, к примеру, параноики, маньяки и шизофреники. У них заодно есть качества лидера, идейность и умение вести за собой[2]. А вот нарциссы себя ведут так, как будто они уже получили титул Императора Всей земли и требуют от окружающих соответствующего отношения, или им будет очень больно. Нет, вышенаписанное не шутка! Такие люди действительно существуют. Обретаются преимущественно в психбольницах, потому что родным людям они в конце концов надоедают до посинения. Они не просто носятся с идеей — им же ещё и материальные средства нужны.
      • В принципе, для маньяков (например, пациентов с БАР в маниакальной стадии) идеи величия, с прикрученным фитильком, тоже характерны — но они обычно менее фантастичны и более привязаны к реальной фигуре пациента. Скажем, инженер в маниакальной стадии будет считать себя гениальным инженером.

      «Его Превосходительство Пожизненный Президент, Фельдмаршал Аль-Хаджи Доктор Иди Амин, Повелитель всех зверей на земле и рыб в море, Завоеватель Британской Империи в Африке вообще и в Уганде в частности, кавалер орденов „Крест Виктории“, „Военный крест“ и ордена „За боевые заслуги“».Масиас Нгема заставлял священников Экваториальной Гвинеи вместо нормального богослужения воспевать лично его — прихожане должны были хором бубнить «Нет бога, кроме Масиаса Нгемы» и тому подобное.Адольф Гитлер был к тому весьма близок. Достаточно почитать его речи, где он то и дело заявляет, что Провидение избрало его спасти Германию. Вышло с точностью до наоборот.Молодой Ф. М. Достоевский страдал этим (подробнее см. «Последнее место в титрах»). Потом, с развитием его литературного успеха, это у него прошло.Гений Игорь Северянин.

        Фридрих Ницше, безо всяких сомнений, развил свою манию величия до опасных пределов. В некоторых произведениях его слова звучат как явственно бредовые. К примеру, он считал магическими числа три и семь, приписывал себе и миру качества, объективно не существующие.Этим страдал Лев Троцкий. Безжалостно высмеяно в пьесе Маяковского «Баня», где главначпупс Победоносиков — в первую очередь карикатура на Троцкого.А с Леонидом Ильичом Брежневым неожиданная субверсия: не было у него мании величия. Некоторая самоуверенность была — и только. Этот человек любил почести и награды (весь увешался орденами и медалями) лишь потому, что ощущал их как знаки внимания, душевного тепла. Ему благодаря всему этому казалось, что его любят.Когда бредом величия захворал кинорежиссёр Майкл Чимино — тут-то и пошла под откос его кинокарьера.Джеки Чан снимался в кино с самого детства — а с 1970 года успел, наряду с крохотными эпизодиками (скажем, в фильмах Брюса Ли «Кулак ярости» и «В бой вступает Дракон»), сыграть много трудных, преимущественно «рукопашных» ролей, в том числе больших (и в том числе главных); однако большая слава всё никак не приходила (говорили: «Просто ещё один подражатель великолепному Брюсу Ли!»), и это огорчало артиста. И вот в 1978 году, после широкого азиатского и европейского проката ленты «Пьяный мастер» (по слухам, закончена ещё в 1976 году, но имела проблемы с выходом на экраны), на Джеки сваливается огромная, оглушительная всеазиатская и всеевропейская слава! Есть от чего потерять голову, после стольких неприятностей! А тут ещё в Голливуд пригласили, и сам Роберт «Глухой Маэстро» Клауз (постановщик «В бой вступает Дракон») снял Джеки в фильме «Драка в Бэтл-Крик/Большая драка» (1980), который не наделал особенного шума, но собрал неплохую кассу. И тут у Джеки на несколько лет закружилась голова от успеха, в сочетании с приступами безумного перфекционизма. И вот он на съемках Dragon Lord/Lung siu yeh (1982), не первой своей режиссёрской работы… в совершенно «чиминовской» манере измучил всю съёмочную группу, по нескольку сотен раз переснимая некоторые сцены и убив на это немыслимое количество спонсорских денег! (Чимино во «Вратах рая» вылизывал подобным образом сцены сражений, ну а Джеки — китайских спортивных состязаний, занимающих в начале полной версии фильма неоправданно много места.) В результате товарищи по киносъёмкам несколько раз порывались набить Джеки морду (не он один там — недурной боец!), а некоторые ему прямо заявили: «Или ты прекращаешь это, или мы никогда больше с тобой не работаем». И грозный спонсорский окрик воспоследовал… В общем, у Джеки этот недуг прошёл, и впоследствии он не раз говорил, что благодарен своим товарищам и начальникам за науку.

        Ссылка на основную публикацию
        Похожее