Россия, Краснодарский край, Ейск, улица Энгельса, 156
Телефон:
+7 (861) 323-07-65
Пн-пт: 08:00—17:00
whatsapp telegram vk email

«Только на пять!» Что представляет собой и чем опасен синдром отличника?

Содержание:

  • Что такое синдром отличника? Характеристика
  • Основные признаки

Причины возникновения синдромаСильные и слабые стороны «отличников»Как выявить данный синдром у детей и взрослых?В чём его опасность?Как помочь ребёнку избавиться от синдрома отличника?«Отличники» среди взрослых: советы психологовРеальная история «семьи отличников»: опыт мамы и сына

    Сын «отличницы» или как помочь своему ребёнку добиться успеха

    image

    Что собой представляет

    Синдром отличника являет собой стремление быть самым лучшим, с обязательным присутствием похвалы. Чаще всего наблюдается у лиц женского пола, которые отлично учились в школе, участвовали в конкурсах или соревнованиях. Что касается мужчин, то такой синдром чаще всего развивается на подсознательном уровне, и продиктован мнением, что он будет достоин любви и похвалы только тогда, когда сможет со всем идеально справиться.

    Что такое синдром отличника?

    Характеристика

    Синдром (или комплекс) отличника – это психологический термин. Под ним понимаются психологические особенности личности, при которых человек стремится добиться высоких результатов и заслужить похвалу окружающих. То есть сделать всё на «отлично». Ребёнок ждёт такой оценки от родителей и учителей, взрослый человек – от близких людей и начальства.

    Если есть риск получить другую оценку, «отличник» отказывается выполнять работу из-за страха неудачи и поражения.

    Синдром отличника не стоит путать с перфекционизмом. Для перфекционистов важен идеальный результат работы, для «отличников» же важна оценка этого результата другими людьми. Причём сама работа может быть выполнена далеко не идеально. Главное – создать видимость «идеальности» для окружающих.

    Каждый из нас, оглядываясь назад, может отметить, что совершил огромное количество разного рода глупостей и ошибок. Но у всех у них были общими две причины – наша нерушимая воля к победе и наша непоколебимая уверенность в себе. Синдром отличника заставлял нас верить, что очень важно культивировать в себе эти два качества. И даже когда нас преследуют неудачи, мы упорно считаем, что причина в том, что нам не хватает веры в себя. Многим из нас требуются десятилетия неудач, чтобы осознать, что поражения основываются не на нехватке веры в себя, а на её… излишке,

    – Наталия Мищенко,

    бывшая «отличница», писательница, автор серии книг о развитии и становлении личности.

    Основные признаки

    Для синдрома отличника характерны следующие проявления:

    • постоянное ожидание похвалы и одобрения со стороны;
    • стремление доводить работу до идеального состояния;
    • болезненное отношение к критике;
    • страх неудачи при выполнении любого дела, особенно в котором нет опыта;
    • гиперответственность;
    • ревность к чужим успехам.

    Негативные последствия перфекционизма

    Что касается не только учебы, но и проблем во взрослом возрасте: не ушедший в детстве комплекс отличника с годами проявляется неудовлетворенностью своими достижениями. Таким людям кажется, что они недостаточно продвинулись по карьерной лестнице или не получили должного внимания со стороны. Подобная самокритика часто приводит к глубоким депрессиям, от которых довольно трудно избавиться.

    Причины возникновения синдрома

    Синдром отличника формируется в дошкольном детстве, а первые его проявления заметны уже в школьном возрасте.

    Выделяют 2 группы причин, провоцирующих развитие данного синдрома:

    Родительские ошибки:

    Нереализованные ожидания

    «Я с детства мечтала стать балериной. Но родители не могли себе позволить оплачивать занятия. Поэтому мечта так и осталось мечтой. Зато теперь я могу отдать свою дочь в балетную школу. Пусть занимается, достигает высот и воплощает мою мечту в жизнь».

    Тщеславие

    «Мой сын должен быть лучше, чем другие дети. Он обязан получать пятёрки и быть гордостью школы. Ведь в нашей семье – все академики и профессора. Сын не должен отличаться от нас».

    Амбиции

    «Я хочу гордиться своим ребёнком перед знакомыми и родственниками. Поэтому мне так важно, чтобы он радовал меня отличными оценками и спортивными достижениями. Пусть все знают, какая я замечательная мать».

    Синдром отличника у мамы или папы

    «Я привыкла делать всё идеально: начиная от составления квартальных отчётов и заканчивая уборкой комнаты. Я хочу, чтобы и мой ребёнок был таким же. Научился выполнять любое дело без сучка и задоринки. Я буду стремиться к этому, даже если мне придётся пойти с ним на конфликт».

    Перестаньте чрезмерно контролировать и ограничивать своего ребёнка, при этом продолжите обеспечивать его полную безопасность и гармоничное развитие. Всегда знайте, где он находится в данный момент и где был в течение дня, моментально связывайтесь в случае необходимости и слушайте, что происходит вокруг с помощью приложения «Где мои дети».

    Особенности личности

    «В детстве я был робким, неуверенным в себе мальчиком. Таким и остался во взрослой жизни. Всё время думаю, что делаю что-то не так, постоянно перепроверяю сделанную работу, доводя её до идеального состояния. Мне очень неприятно, когда делают замечания, даже если они и справедливые. Сразу хочется заплакать и убежать куда-нибудь».

    Отрицательные стороны синдрома

    Страх перед риском.

    Такие люди стараются все просчитывать наперед и не готовы рисковать. Все новое и неизвестное вгоняет их в сильный стресс. Зависимость от чужого мнения. Отличникам очень важно, что говорят о них другие люди, пусть даже не знакомые.

    Работа ради результата.

    Из-за этого они не получают удовольствия в процессе. Выучить, чтобы получить хорошую оценку. Но так как сам процесс изучения им неприятен, они откладывают его до последнего момента. Боязнь всего нового. Так как в малознакомой сфере сложно продемонстрировать положительные успехи. Поэтому отличники боятся выходить из своей зоны комфорта.

    Сильные и слабые стороны «отличников»

    Синдром отличника может как помогать, так и мешать полноценной жизни человека.

    Поговорим сначала о плюсах стремления «делать всё на пять»:

    Ответственное отношение

    «Отличники» редко нарушают дедлайны, берут больничные или опаздывают на работу. Для них является приоритетом серьёзное отношение к любой деятельности.

    Педантичность и скрупулезность

    Вот уж кто не пропустит ни малейшей ошибки, так это люди с синдромом отличника. Им можно доверить любую кропотливую работу.

    Хорошая репутация

    На «отличника» всегда можно положиться и быть уверенным, что он не подведёт.

    Целеустремлённость

    «Только вперёд, только к победе!» – вот девиз «отличников» и «отличниц». Но только при условии, что им хватит на это знаний, умений и навыков. В противном случае у людей возникает страх неудачи, и они отказываются от выполнения задания.

    К слабостям людей с синдромом отличника можно отнести:

    Болезненное отношение к критике

    Когда «отличнику» делают замечания, для него словно рушится мир. Он даже не слушает их, а сразу начинает заниматься мысленным самоуничижением: «Так и знал, что сделаю все плохо! Теперь все будут думать, какой я никчёмный и неумелый!»

    Заниженная самооценка

    Также такие люди склонны принижать собственные успехи и думать о себе в негативном ключе.

    Зависимость от мнения окружающих

    «Отличник» никогда не может самостоятельно оценить качество собственной работы, ему необходимо подтверждение от других людей.

    Постоянная тревожность

    «Правильно ли я заполнил отчёт? Не допустил ли ошибку? Вот, кажется, в последней графе….» – такие мысли терзают «отличника» днём и ночью, доводя до панического состояния.

    Как родители могут помочь отличнику

    Но если найти психолога не получается, постарайтесь помочь ребенку своими силами.

    Используйте матрицу Декарта

    Расчертите лист на 4 части. Назовите их так:

    верхний левый — «Что будет, если это случится»;

    верхний правый — «Чего не будет, если это случится»;

    нижний левый — «Что будет, если этого не случится»;

    нижний правый — «Чего не будет, если это не случится».

    Пропишите все возможные сценарии.

    Отличники во многом очень рациональны, поэтому такой разбор снизит у них уровень тревожности.

    Рассмотрите все варианты

    После того, как вы разобрали все варианты по матрице Декарта, вы можете найти выход из каждой ситуации.

    Visualrian.ru

    Для отличника очень важно иметь запасные планы на тот случай, если основной не воплотиться в жизнь.

    Так он вернет себе контроль над ситуацией, и даже провал на экзамене не станет для него трагедией — ведь он будет знать, что делать.

    Научитесь расслабляться

    Для мозга очень важны моменты, когда он ничем не занят. В такие периоды «блуждания» он обрабатывает и структурирует полученную информацию, поэтому важно уметь не только хорошо работать, но и хорошо отдыхать.

    Для старшего школьника таким отдыхом могут стать посещение батутного центра (физическая активность хороша еще и тем, что помогает сбросить напряжение), прогулки с друзьями, посиделки в кафе или просмотр романтической комедии.

    Обязательно выделяйте время на это.

    Как выявить данный синдром у детей и взрослых?

    Выявить синдрома отличника у ребёнка можно по следующим проявлениям:

    1. Сильно переживает из-за любой оценки ниже пятёрки.
    2. Легко жертвует развлечениями и общением с друзьями ради того, чтобы сделать домашнее задание или подготовиться к контрольной работе.
    3. Стремится к высоким оценкам и похвале учителя.
    4. Болезненно относится к успехам других детей, начинает негативно о них отзываться.
    5. Отказывается от выполнения заданий, если есть риск попасть в ситуацию неуспеха.

    У взрослого комплекс отличника заметен по следующим признакам:

    1. Берёт на себя дополнительную работу в выходные дни, делает отчёты за заболевших сотрудников, чтобы заслужить одобрение начальства. При этом жертвуя личной жизнью и свободным временем.
    2. Старается довести до идеала любое дело, будь то уборка квартиры или составление проекта.
    3. Расстраивается из-за малейшей ошибки и неудачи.

    Проигрывать намного полезнее и интереснее, чем выигрывать. Не быть «отличником» – серьёзный навык, который в жизни пригодится. Потому что победы – это побочный продукт опыта, который мы получаем в результате ошибок и поражений. Успехи, в принципе, только подтверждают то, что мы уже знаем и умеем. Ошибки, поражения, проигрыши содержат в себе гигантский потенциал новых знаний, умений и понимания себя. Важно научиться использовать свои проигрыши, как ступени на пути к принятию и пониманию самого себя,

    – Наталия Мищенко,

    бывшая «отличница», писательница, автор серии книг о развитии и становлении личности.

    Основные проявления

    Критика нередко приводит к развитию депрессии

    1. Такой человек будет сильно расстраиваться, если не успевает справиться с элементарной задачей.
    2. Характерна излишняя ответственность. Такие люди хватаются одновременно за выполнение нескольких заданий, например, приготовление еды, ведение хозяйства, постоянное наблюдение за ребенком.
    3. Чтоб не чувствовать себя угнетенным, им нужно выполнять все максимально хорошо.
    4. Зависимость от мнения людей вокруг. Потребность в их одобрении своих поступков.
    5. Отсутствие возможности воспринимать себя таким, какой есть, и ценить за это.
    6. Отсутствие умения проигрывать с честью. Острое реагирование на такие ситуации.
    7. Неспособность смеяться над собой, радоваться жизни.
    8. Критика воспринимается очень остро, моментально опускает самооценку, нередки случаи возникновения депрессии.
    9. Страх совершить рисковое дело. Гораздо проще, жить по привычному для него порядку, боязнь сменить работу, начать что-то новое.

    В чём его опасность?

    Казалось бы, чем может быть опасен данный синдром? «Отличник» ответственно подходит к каждому заданию, стремится выполнить его наилучшим образом и заслужить одобрение своей работы.

    Но это только на первый взгляд.

    Человек с синдромом отличника постоянно находится в состоянии эмоционального напряжения и беспокойства. Это неблагоприятно сказывается как на его физическом, так и психическом здоровье.

    На уровне тела у «отличников» наблюдаются следующие проблемы:

    • частые простудные заболевания;
    • истощение, астения;
    • психосоматические явления (головные боли, головокружения, повышенное давление и другие);
    • расстройство сна;
    • болезни ЖКТ.

    На психическом уровне возникают:

    • эмоциональное перенапряжение, нервный срыв;
    • появление фобий и страхов – страх перед публичными выступлениями, страх знакомства с новыми людьми;
    • неврозы и депрессии.

    Как мы видим, синдром отличника не так безобиден, как кажется. Если вы заметили у себя или у ребёнка данные проявления, обязательно обратитесь за помощью к специалисту.

    Как помочь ребёнку избавиться от синдрома отличника?

    Что должны сделать родители, чтобы помочь ребёнку:

    Снизьте требования к ребёнку

    Возможно, вы перегибаете палку, добиваясь от сына или дочери отличных оценок по всем предметам, идеальной чистоты в комнате и первых мест на соревнованиях и олимпиадах.

    Больше интересуйтесь школьной жизнью ребёнка, тем, что для него важно, а не оценками в дневнике.

    Формирование синдрома отличницы в детстве

    Как и все психологические черты личности, такая особенность характера, как синдром отличницы формируется в детстве. Особенно ярко его признаки проявляются во время учёбы. Когда ребёнок стремится получать только отличные отметки, тяжело переживает получение оценки на балл ниже. Часто такие дети подходят к учителю со слезами и просьбой не ставить четверку.

    Возможно в семье к ребёнку принято проявлять обусловленную любовь, а одобрение значимых взрослых напрямую зависит от школьных или внеучебных достижений. Родителям следует объяснить своему чаду, что оценка по предмету не делает его безнадежно плохим для родителей. Оценка только показатель того, как ученик усвоил учебный материал, низкая оценка — повод уделить предмету больше времени.

    «Отличники» среди взрослых: советы психологов

    Психология синдрома отличника такова, что стремление делать всё на «пять» и заслужить тем самым похвалу и одобрение человек из детства переносит во взрослую жизнь. Только теперь «пятёрку» ему нужно получить не от мамы и папы, а от мужа или жены и начальника.

    Чаще это касается лиц женского пола. Девушка с синдромом отличницы стремится и на работе выслужиться, и дом в чистоте и порядке содержать, и для мужа идеальной женой стать.

    Естественно, что преуспеть во всех сферах жизни крайне сложно. Поэтому человек жертвует своим отдыхом и личным временем, чтобы приготовить пирог по фирменному рецепту или сделать годовой отчёт вместо заболевшего сотрудника.

    Дела продолжают копиться, и «отличник» попадает в замкнутый круг стресса и переживаний.

    Так можно ли бороться с синдромом отличника у взрослых? Можно. Но только если сам человек осознает необходимость изменить сложившуюся ситуацию. В противном случае он так и останется жить в привычных для себя условиях «борьбы за пятёрку».

    Психологи советуют:

    Осознайте, что всё родом из детства

    А именно – ваше желание заслужить похвалу. Чтобы погладили по головке и сказали, какая же вы умница. Взрослому человеку важно научиться хвалить и поощрять самого себя, а не ждать одобрения от окружающих.

    Запомните: отношение окружающих не изменится, если мы не будем доводить каждое дело до состояния идеальности. В конце концов, нас любят и ценят совсем не за это.

    Поработайте над самооценкой

    Самостоятельно или с помощью психолога. «Отличникам» важно научиться следовать собственным ценностным ориентирам, не боясь допустить ошибок.

    Учитесь отдыхать

    Научитесь расслабляться и «отключаться» от рабочих проблем и домашних забот. Мозгу важна «перезагрузка», иначе он не сможет нормально функционировать.

    Сравнивайте себя только с самим собой

    Чему вы научились за прошедший год? Какие умения и навыки приобрели? Что узнали нового?

    Не стремитесь довести до идеала любую работу

    Если такое желание возникло, сделайте мысленный стоп и спросите себя: действительно ли мне это нужно или комплекс отличника снова берёт надо мной верх?

    Не бойтесь пробовать новое, экспериментировать

    Необходимо осознать, что любые действия являются опытом, помогающим обрести человеку уверенность в себе и своих силах. А ошибки неизбежны, если начинаешь учиться чему-то новому.

    Слушайте в первую очередь себя

    Свои желания, свои стремления.

    Поменяйте своё отношение к критике

    Не воспринимайте сразу негативно, а проанализируйте. Возможно, в критических замечаниях кроется немалая польза для вас.

    Не приписывайте окружающим тех мыслей, которых у них на самом деле нет

    Мало кто действительно ждёт от вас «идеальности» и «хорошести». Всем свойственно ошибаться, и люди понимают это.

    Перестаньте винить себя за любой промах

    Дайте себе право на ошибку. Используйте принцип «зато»: «Да, я не успела вовремя сдать отчёт, зато сделала его качественно и без ошибок», «Да, я поцарапала сегодня машину, зато не попала в серьёзную аварию».

    Синдром отличника у взрослых: как избавиться раз и навсегда

    Важно помнить, что взрослому человеку справиться с недугом намного сложнее. Такая модель поведения с ним почти всю жизнь, поэтому ему придется полностью себя перекраивать. Но проблему не так важно полностью устранить, как взять под контроль. Специалисты советуют ставить эксперименты в борьбе над синдромом отличницы сначала в личной жизни, а потом уже в работе. Это принесет наименьший ущерб и даст больше возможностей для работы над собой.

    1. Постарайтесь сделать что-то просто нормально. Разрешите себе хоть где-то перестать быть идеальным. Привнесите в свою жизнь элементы «неправильности». Забудьте убраться в квартире, опоздайте на встречу на пять минут. Вы увидите, что глобально мир не перевернулся, все на своих местах, отношение к вам осталось прежним.
    2. Снимите с себя ответственность. Перепоручите свои задачи кому-то и не проверяйте после. Вы ведь часто делаете что-то во второй раз, хотя в этом нет нужды. Не все на свете должно отвечать высоким стандартам. Не перемывайте посуду за ребенком, не протирайте пыль после того, как это уже сделал муж. Вы все равно не сможете контролировать все на свете. Зато поймете, что и без вашего контроля все отлично справляются.
    3. Ошибайтесь. Вы сами когда-то лишили себя права на ошибку, и теперь любая неточность воспринимается как катастрофа. Начните изучать что-то новое. Вряд ли вам удастся делать это без ошибок. Постарайтесь проще относиться к своим несовершенствам.
    4. Принимайте критику. Поймите, что вы не всегда все делаете отлично. Не каждый человек, который приходит вас критиковать, хочет вас обидеть. Просто часто своевременные советы помогают улучшить результат работы.
    5. Ограничивайте время на выполнение заданий. «Отличники» любят тратить на выполнение заданий больше времени. Оно и понятно – идеал требует большего внимания. Выделите себе конкретное время на работу и не пересиживайте. Пусть задача будет выполнена хорошо, но не идеально. Приступайте к экспериментам не с самых приоритетных задач в вашей жизни.
    6. Расставьте приоритеты. Выбирайте, что вам на самом деле важно, и старайтесь стать хорошим специалистом в этом. Все остальное может подождать. Не забирайте у себя силы. Если занятия не имеют отношения к вашим глобальным целям, то старайтесь не тратить на достижение идеала много времени.
    7. Постарайтесь увидеть взаимосвязи. Если вы снимите «розовые очки», то поймете, что жизнь не всегда справедлива. Не все наши усилия приводят к результатам.

    Реальная история «семьи отличников»: опыт мамы и сына

    Наталия Мищенко – успешная писательница, автор серии книг о развитии и становлении личности. Она поделилась с порталом «Где мои дети» своей историей, чтобы на собственном опыте продемонстрировать, как комплекс «отличницы» мешает в жизни взрослого человека и влияет на мировоззрение детей.

    «Неудачи сделали меня счастливой»

    Я много лет, ещё с детства, хотела сесть на шпагат, но, видимо, от природы не была гуттаперчевой. Меня очень расстраивал тот факт, что мои одноклассницы растягивались на шпагате с лёгкостью, а у меня ничего не получалось…

    Я девять лет занималась йогой, пока не поняла, что:

    • счастье – это не три раза в неделю спортзал;
    • счастье – это не количество отжиманий от пола;
    • счастье – это не часы физической нагрузки.

    У каждого свой физический порог, свой предел. Счастье – это то, что приносит тебе радость в своём возрасте, поэтому нет никакого смысла сравнивать себя с другими (бегунами, йогами, спортсменами и т.д.). Важно найти свое занятие, которое сделает вас счастливым. Сегодня для меня это:

    • танцы;
    • писательская деятельность;
    • благотворительность;
    • десять километров в день ходьбы;
    • пешие прогулки с мужем;
    • совместные поездки с детьми и многое-многое другое.

    Я больше не стремлюсь сесть на шпагат! Неудачи сделали меня мудрой. Мне понадобились десятки лет, чтобы понять: шпагат – это не моё. Мои планы изменились. Неудачи сделали меня счастливой, потому что я поняла, чего хочу на самом деле.

    Я поняла, что именно приносит мне удовольствие, причем эти занятия меняются вместе со мной. Я перехожу из одного возраста в другой, и мои счастливые занятия также трансформируются. Только одно остается неизменным – это возраст счастья.

    Не победы, а именно поражения и ошибки делают нас теми, кто мы есть. Потому что заставляют нас принять свои ограничения и таким образом заставляют принять собственную индивидуальность. Вне социальных стандартов, вне ожиданий друзей и любимых, вне ролевых моделей, которые нам навязывают школа, родители, общество.

    Сын «отличницы» или как помочь своему ребёнку добиться успеха

    С раннего детства мой сын Роберт хотел связать свою жизнь с модой. Он читал много несоответствующей его возрасту (как мне тогда казалось) литературы – разные толстенные книги о мировых дизайнерах, многочисленные модные журналы, какие-то учебники. У сына была мечта – учиться в Нью-Йорке в институте, который выпустил огромное количество всемирно известных модных дизайнеров. Когда он подрос, то стал усиленно готовиться к поступлению. Но тут грянул кризис…

    На семейном совете было принято решение, что мы не сможем финансировать обучение Роберта в Америке, потому что нам это будет не по карману. Сказать, что его жизнь рухнула – ничего не сказать! Оказалось, что он успешно сдал какие-то экзамены и его уже практически зачислили на желанный факультет. Мы предложили ему поступление в любой другой институт, но не за рубежом, а в стране. Однако он был непреклонен

    Спустя годы он самостоятельно переехал в Нью-Йорк и стал… работать. Он никогда не учился, но он всё время работал в профессии и достиг небывалых высот: в 14 лет он вошёл в число шести вундеркиндов мира в области моды, а свой первый печатный модный журнал выпустил в 17 лет!

    Что сделало моего сына сильным? Конечно же, неудачи! Полные провалы планов, которые он строил на будущее. Помню, как мы финансировали первое время его пребывание в Америке. Потом перестали, аргументируя это тем, что ему пора взрослеть и становиться на ноги.

    Спустя какое-то время появилась возможность перевести очередной платеж. Как выяснилось, помощь семьи ему больше не нужна – сын стал сам хорошо заработать. Он вырос.

    Умение не быть «отличником», умение проигрывать – это способность принимать неблагоприятный исход, когда то, что происходит, не соответствует нашим ожиданиям, надеждам, усилиям. И извлекать из этого максимум.

    Синдром отличника может как помогать, так и мешать человеку добиться успеха. Если вы чувствуете, что стремление «к пятёркам» негативно сказывается на качестве вашей жизни или жизни вашего ребёнка, значит, настало время избавиться от этого комплекса!

    – Нина Сускина,

    педагог, психолог.

    Ссылка на основную публикацию
    Похожее