Что это такое
Стереотипизацию начали рассматривать в 20-х годах ХХ века. Стереотипное мышление характеризуется как узкая парадигма, которая хранится в голове для экономии усилий, требуемых при восприятии тех или иных сложных ситуаций, явлений. Исследователи выделили две причины формирования таких шаблонов: экономичность разума и стремление сохранить ценности конкретной группы.
У такого рода стандартизации есть следующие характерные черты:
- устойчивость;
- избирательность;
- эмоциональное основание.
Проще говоря, люди используют стереотипы, чтобы не утруждать себя дополнительными размышлениями. Когда же им удается отыскать подтверждение своим мыслям в поведении окружающих, они еще сильнее убеждаются в истинности собственных или коллективных умозаключений. Стереотипизация является определенной заменой мыслительной деятельности.
В той или иной степени каждый из нас подвержен подобным убеждениям с той лишь разницей, что некоторые действительно свято верят в такие «постулаты», а кто-то способен ставить их под сомнение.
Различного рода предрассудки влияют на мировосприятие личности, ее поведение и потворствуют искаженному видению действительности. Шаблоны могут быть навязаны социумом или возникнуть на основе личных наблюдений. Первые более вредоносны, так как навязывают индивиду неверный образ мышления и не дают ему анализировать ситуацию объективно и самостоятельно.
Но все же без стереотипизации общество не могло бы существовать. Она позволяет сознанию выстраивать важные закономерности:
- вода может намочить;
- зимой холодно;
- пламя обжигает.
Зная это, нам не нужно каждый раз убеждаться в своих предположениях на практике. Однако есть такие стереотипы, которые воздействуют на сознание и подсознание человека, мешая ему жить.
Следует научиться различать предрассудки от реального положения дел. Одно и то же понятие может быть продиктовано внутренними побуждениями личности или навязано ей социумом. Во втором случае индивид ощущает конфликт между своими интересами и тем, что требует от него общественное мнение. Стремление следовать шаблонизации, навязываемой извне, искажает видение реального.
Часто мы судим об окружающих не по их деяниям, а по тому, что говорят о них другие. Например, человек, который изредка посещает церковь, может присваивать себе все черты настоящего христианина, хотя по факту это вовсе не так.
Шаблонная личность
Сначала хотел обозвать ее – социальной. Но социум – не единственный коллектив, навязывающий своим адептам шаблонное восприятие. Таких коллективов может быть сколько угодно, они могут быть любых размеров – от целой страны, до маленькой семьи, исповедующей собственные правила жизни.
Человеку на этапе шаблонного мышления характерна вера, что мир – это «обычное» и в целом более-менее понятное явление. Новой информации, противоречащей этой «вере», шаблонная личность не доверяет, только потому что полагает, будто ее мировоззрение – это и есть окончательная реальность. Об этой иллюзии уже говорилось в статье «Развитие восприятия».
Шаблонная личность толком не замечает реальности, потому что полностью погружена в мир собственных грез о жизни. Это явление еще называют «отождествлением с умом». Шаблонная личность максимально отождествлена с умом, и почти не различает, где фантазии, а где реальность. Шаблонная личность не знает, чего хочет на самом деле, и путает свои устремления с коллективными ожиданиями.
И тем не менее, шаблонная личность может неплохо ориентироваться в социальном мире, потому что его «правила» базируются как раз на условных шаблонах, которым шаблонная личность склонна следовать без «лишних» вопросов. Тема подобных иллюзий на progressman.ru – одна из главных.
Чаще всего шаблонная личность пребывает в непрерывном напряжении, потому что живет в разрез со своим нутром. Вместо того, чтобы соответствовать своему естеству, шаблонная личность всеми силами старается соответствовать коллективным шаблонам. Причем не важно, будь это социальный коллектив, или какая-нибудь секта, шаблонная личность не слышит себя ни тут, ни там, не видит своего пути, а все время пытается подогнать себя под искусственные мерки коллективного мировоззрения, чтобы соответствовать чужим идеалам.
Так происходит, потому что шаблонная личность удовлетворяется своей жизнью, когда ощущает одобрение от коллектива, которому принадлежит. Шаблонная личность верит в шаблоны, потому что без них жизнь кажется пугающе неизвестной.
Эффект стереотипизации
Это процесс возникновения устойчивого убеждения или образа, когда исходя из собственной или общественной практики человек закрепляет в сознании какую-либо картинку мира.
Встречаясь с неизвестным ранее явлением, мозг начинает анализировать ситуацию и искать в ней что-то знакомое. Полученные установки сопоставляют новый объект с похожей группой, что позволяет быстрее классифицировать данные и при надобности доставать их из памяти.
Механизм стереотипизации
Возникновение определенных психологических клише возникает у людей при обобщении своего опыта, знаний социума (книги, интернет, телевидение и др.) под воздействием определенных физиологических факторов.
Идея возникновения стереотипов доступно изложена в книге Д. Канемана «Думай медленно и решай быстро». Суть ее такова: у индивидуума есть два мышления.
- Система 1. Это интуитивное и быстрое мышление. Оно автоматическое и склонно к ошибкам. Его можно сравнить с подсознанием.
- Система 2. Может формировать определенные суждения о событиях или людях и действовать осознанно. Параллель можно провести с сознанием.
И несмотря на то, что Система 2 может делать осознанный выбор, она часто идет на поводу спонтанной и автоматичной Системы 1.
Так и предрассудки, стереотипы заложены на уровне нейронных связей (или могут образовываться под воздействием каких-либо явлений), поэтому и неосознанное предубеждение может взять вверх перед мышлением высшего порядка и заставить думать (либо поступать) именно таким образом.
Особенности стереотипного мышления
Мыслить шаблонами, значит – не логически обосновывать информацию, получая различный опыт, а сравнивать происходящее с тем, что уже отложилось в сознании. Таким образом, мир становится более безопасным для разума, так как подчинен определенному порядку.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Стереотипы могут формироваться уже с детства. Это убеждения, ценностные ориентиры, нормы, реакции, оценки, которые ребенок впитывает от взрослых. Когда рассудок подчиняется стереотипизации, это мешает полному и разностороннему развитию личности. Пропадает независимость и объективность взглядов.
Шаблонное поведение чаще всего поощряется социумом. Иными словами, когда человек живет, как все, не стремится проявлять индивидуальность – так просто, спокойно и удобно.
Предрассудки позволяют действовать «на автомате» и не дают взглянуть на ситуацию под другим углом. Стереотипные процессы предполагают наличие установки: поступать только так и никак иначе. Тот, чье поведение обусловлено устойчивыми шаблонами, тяжело воспринимает новое, относясь к нему с недоверием и даже агрессией, так как неизвестная информация нарушает внутренний баланс, комфорт. У него есть конкретная, проверенная модель действий, и он ей следует.
Как они менялись с развитием общества?
С каждым поколением немного меняется гендерное поведение и стереотипы, с ним связанные. То, что раньше было не допустимо, теперь считается обыденным. Если раньше брак и его сохранение имели важное значение, то сейчас многие пары живут, не расписываясь, а разводы случаются гораздо чаще.
Изменилась и роль женщины. Она все чаще стремится к карьере, занимает должности, ранее считавшиеся мужскими. Сильный пол при этом идет по противоположном развитию в сторону приобретения женских черт.
Раньше женщина была хранительницей очага, матерью, теперь она наравне с мужчиной обеспечивает семью. Более того, современное общество больше уважает работающих женщин, чем домохозяек.
Что относится к социальным потребностям человека? Список вы найдете на нашем сайте.
Достоинства и недостатки
Плюсы:
- автоматизм мышления, который помогает в бытовых вопросах;
- возможность группировать предметы и явления, облегчая мыслительный процесс;
- «пропуск» в ту или иную группу социума.
Минусы:
- отсутствие свободы мысли и действий;
- замедление развития;
- шаблонизация мешает принимать новое и учиться;
- возникновение ошибок, когда ситуация не похожа на привычную, а индивид не может отойти от устойчивого образа;
- доверчивость, невозможность провести критический анализ.
Плюсы и минусы
Плюсы:
- автоматическое поведение и мышление, которое необходимо в некоторых ситуациях;
- возможность классифицировать объекты и явления, что облегчает процесс мышления;
- защищают от переживаний;
- позволяют находиться в конкретной социальной группе.
Минусов стереотипного поведения больше:
- отсутствие свободы действий и мышления;
- низкий темп саморазвития;
- действие по шаблонам, что мешает восприятию новой информации и обучению;
- ошибки, если ситуация отклоняется от привычной, а личность не в состоянии отойти от шаблонов;
- доверчивость к информации, отсутствие критического анализа, восприятие полученных данных, как есть, только потому, что так считает большинство.
Виды стереотипов в психологии
- Шаблоны восприятия.
- Этнические.
- Гендерные.
- Возрастные.
- Социальные.
- Установки в общении.
- Гетеростереотипы.
Стереотипизация может быть поверхностной или глубинной. В первом случае речь идет об убеждениях, сформированных безосновательной оценкой разных внешних характеристик: эмоциональность итальянцев, перфекционизм немцев, лень русских. Как правило, они меняются вследствие развития человечества.
Более глубокий вариант шаблонизации предполагает модели поведения и мышления, передающиеся между людьми годами или даже веками. Например, многие считают обязательными элементами русской традиции балалайку, матрешку, водку и медведей.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Узнать подробнее
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Узнать подробнее
Они формируются под влиянием определенных исторических событий.
Примеры популярных стереотипов в обществе:
- добиться успеха в карьере без «блата» невозможно;
- мужчина никогда не плачет;
- дети – несамостоятельные, беспомощные;
- евреи – меркантильный народ;
- женщина на корабле – плохая примета;
- чем выше цена, тем качественнее товар;
- без высшего образования нельзя прожить достойно.
Считается, что девушка слаба, пассивна и легкомысленна. Часто ее воспринимают, как «придаток» мужчины. Чтобы компенсировать свою природную неполноценность, она должна стремиться выглядеть красивее всех и хитростью завладеть богатым и привлекательным мужем. Затем нужно родить детей и жить за счет своего покровителя. Даме не надо быть сильной, занимать высокие посты. В противном случае она будет чувствовать себя несчастной.
Своими стереотипами обросли и представители мужского пола. Есть расхожее мнение, что априори являются главными в отношениях. Другая иллюзия – каждый парень любит футбол, помешан на сексе, а еще они страшные бабники. «Все мужики изменяют!» – наверняка вы не раз слышали такое утверждение.
Родители убеждены, что дети должны оправдывать их ожидания. Все подростки считаются трудными, а их мечты и планы не воспринимают всерьез, списывая порывы и идеи на «юношеский максимализм». Люди среднего возраста находятся в кризисном состоянии. Старики – больные и несчастные. Молодежь думает только о развлечениях и не уважает старших. Безработные – неудачники, а счастье невозможно без огромного счета в банке. Не верить в бога – безумие. Общество пестрит шаблонами о том, что такое «хорошо», а что – «плохо», какой должна быть «нормальная» личность, как и где можно получить «правильные» знания. Однако большинство из них связано со страхами, комплексами, ослаблением аналитического мышления и не подкреплены логикой.
Как избавиться от стереотипов
Мы не можем контролировать процесс формирования стереотипов, но в наших силах сознательно уменьшать их влияние на наше поведение и восприятие людей. Полностью избавиться от стереотипов нельзя.
Исходя из того, что стереотип – это устойчивое и категоричное, упрощенное представление, суждение о чем-либо, распространенное в среде обитания личности, придерживающейся его, можно утверждать, что скорректировать влияние стереотипов позволит:
- смена окружения;
- расширение знаний об объекте стереотипа.
С первым все понятно: уехать из страны, обзавестись новыми друзьями и так далее. А как насчет второго пункта?
Стереотипы – это штампы, ярлыки. Как от них избавиться? Быть критичным и избирательным к поступающей информации. Как минимум, не принимать какой-либо факт, пока лично с ним не столкнешься. Важно не поддаваться на манипуляции и провокации СМИ, давление общества (даже родителей и старших товарищей). Учитесь перепроверять информацию. Это вопрос практики. Услышали какой-то факт, усомнились в нем, нашли несколько источников, если информация не расходится, то можно верить.
Найти источник
Кто формирует стереотипы? Лидеры общества, кумиры общества, культурное наследие (исторический опыт). Соответственно, чтобы ослабить влияние стереотипа, нужно подробнее познакомиться с его источниками. Откуда произрастают ваши стереотипы?
Стереотипам пропитана вся наша жизнь, ведь это и нормы этикета, и правила досуга, и нормы поведения в обществе, и требования к работе. Решите, какие именно стереотипы вы хотите в себе ослабить.
Что говорят о вас?
Найдите список стереотипов о русских. Самое банальное – распивание крепких напитков в шапке-ушанке, с медведем рядом и балалайкой в руках. Вы каждый день так делаете? Вы хотя бы раз так делали? Сомневаюсь. Так не возникли ли у вас теперь сомнения об адекватности хранящихся в вашем мозге стереотипов?
Кстати, чтобы усомниться в каких-то стереотипах, достаточно применить их к хорошо знакомым и близким вам людям или самому себе. Особенно актуально для гендерных стереотипов.
Сотрудничество
Расширить знания об объекте стереотипа можно через совместную деятельность, достижение общей цели, получение эмоций, открытость и общительность. Замкнутость и неопределенность, слабо развитое самопознание и неустойчивый внутренний мир негативно сказываются на ослаблении стереотипов. Они наоборот закрепляют их. Чтобы дать себе шанс сломать стереотип, нужно позволить себе погрузиться в то, о чем он говорит.
Творческое мышление
По сути нас везде, еще с детского сада, учат усваивать шаблоны. Мы ужасно ленивы в вопросах анализа и поиска информации, мы привыкли верить всему беспрекословно, брать уже переработанные кем-то данные, работать по схемам, жить по инструкциям.
Благо, сейчас признается ценность творческого мышления, и программы обучения перестраиваются на проблемное обучение, цель которого – раскрытие творческого потенциала и индивидуальности личности. Людям «старой закалки» сложнее: придется самим развивать творческие способности, учиться мыслить нестандартно.
Стереотипы и суеверия
Стереотипы очень похожи на предрассудки и суеверия. Соответственно, и избавляться от стереотипов можно теми же способами. Важно понять, что если их не контролировать, то они начнут контролировать вас.
Когда чувствуете влияние какого-то стереотипа, особенно если он вгоняет вас в самокопание, грусть, чувство несостоятельности, страх, тревогу, спрашивайте себя «Почему я так думаю? Как еще можно поступить в этой ситуации? Что я имею?» Возьмите за правило всегда разбираться в причинах.
Не обязательно жить стереотипами (особенно чужими), если они создают неудовлетворительные для вас условия жизни. Что интересно, именно стереотипы в отношении себя («я должен») наносят больший урон личности. Думайте о себе, любите себя, живите своей жизнью, учитесь быть счастливым.
Какими бывают стереотипные установки
Ниже я подробнее опишу наиболее распространенные модели, существующие в общественной парадигме.
Гендерная стереотипизация: женщины и мужчины
- Девушка – эмоциональное, неразумное, слабое создание. Ее миссия – рожать, вести домашнее хозяйство и заботиться о мужчине.
- Каждой девочке необходимо учиться наносить макияж, красиво одеваться и правильно вести себя с мальчиками, чтобы в дальнейшем найти того, кто будет полностью обеспечивать ее и детей.
- Сильные дамы, как правило, одиночки.
- Мать-одиночка – это несчастная, брошенная жертва.
- У бизнес-леди нет времени на семейные ценности.
- Мужчина должен быть чуть красивее обезьяны. Его задача – зарабатывать деньги, чтобы материально обеспечивать женщину. Им не нужна любовь, они хотят получить только секс.
- Представителям сильного пола не следует выражать свои чувства, выполнять «женские» обязанности: готовить, стирать.
- Настоящий мужик должен работать, содержать семью, водить машину.
Приведенные выше примеры распространенных стереотипов показывают, что многие люди не видят за конкретным человеком индивидуальной личности. Из-за огромного количества штампов, которые мы получаем еще в детстве, возникают проблемы в отношениях: партнеры просто не в состоянии услышать и понять позицию второй половинки.
На моей консультации вы сможете разрушить многие иллюзии касательно энергетики. Вы найдете свое ресурсное состояние, осознаете собственную значимость и перейдете на новый уровень развития своей индивидуальности.
Дети
Они обязаны:
- Во всем слушать взрослых.
- Воплощать нереализованные планы родителей.
- Получать хорошие оценки в школе.
- Поступить в университет по согласованию с мамой и папой.
- Не умничать.
При этом считается, что все малыши – безобразники, им ничего нельзя доверить, они ломают и портят вещи. Подрастающее поколение распущенное, глупое, молодежь не отдает себе отчет в том, что делает.
Счастье
Обязательными элементами счастливой жизни являются:
- Деньги.
- Исполненная мечта.
- Высокое социальное положение.
А ведь на самом деле у каждого человека своя система координат, ценностей и желаний. Вы вправе самостоятельно решить, что для вас важно.
«Правильное»
- Только в элитных университетах можно получить хорошее образование.
- «Нормальные» люди устраиваются на работу вне зависимости от своих желаний. Деятельность не должна нравиться.
- Нужно жить на родине, а не переезжать в другую страну.
- Необходимо следовать трендам.
- Одеваться надо в дорогих магазинах.
- Нельзя жить без веры в бога.
- Мнение личности должно соответствовать позиции большинства.
Негативное содержание
На бытовом уровне существуют устойчивые мифы, касающиеся стереотипов. Первый заключается в том, что устойчивый образ рассматривается как модель представлений о другой группе, содержащая преимущественно враждебные, негативные характеристики. Данное положение является заблуждением. Стереотипизация в психологии — это ответ на реальные отношения между коллективами людей. Устойчивые образы, которые возникают при этом, насыщаются теми эмоциями, которые свойственны для конкретных сложившихся взаимодействий. В одной ситуации тенденция к субъективному увеличению различий между группами может сводиться почти к нулю. В этом случае возникает симпатия, формируются привлекательные образы других коллективов, возможно даже с некоторым оттенком легкой, безобидной иронии. В другой ситуации взаимоотношения выражаются в стереотипе в форме злого сарказма, негативных и порой унизительных характеристик.
Какими бывают современные профессиональные стереотипы: примеры
К ним относятся усредненные образы приверженца определенной профессии.
Задайте вопрос
Полицейские
Эти клише подпитываются различными фильмами и сериалами. Они возникают из-за редкого контактирования рядовых лиц с сотрудниками правоохранительных органов. Наиболее распространенные домыслы:
- каждый служащий смел и самоотвержен;
- на заданиях стражи порядка постоянно сражаются с бандитами;
- при этом все сотрудники полиции берут взятки.
Врачи
- Они ничем не болеют.
- Вне зависимости от профиля, хороший доктор знает рецепт от любого заболевания.
- Настоящий специалист всегда носит при себе аптечку для оказания скорой помощи человеку на улице или в общественном месте.
Юристы
- Всегда ходят в костюме.
- Слишком много людей поступают на юрфак, выпускникам сложно найти работу.
- Они зарабатывают большую сумму.
Как происходит их становление
Шаблоны переходят от одного поколения к следующему. Уже в детском возрасте родители закладывают в нас нормы поведения, учат, как правильно поступать, думать. Большое влияние на людей оказывает общество и культурные особенности страны проживания. Эти клише помогают приспособиться к жизнедеятельности в социуме, однако зависимость от стереотипизации приводит к тому, что личность не развивается полноценно, ей проще действовать и мыслить так, как принято, чем рисковать и сталкиваться с новыми моделями жизни.
Как меняются и от чего это зависит
Со временем стереотипное поведение изменяет свой вектор. То, что когда-то было недопустимым, сегодня является обыденностью. Это можно наблюдать на примере трансформации отношения людей к институту брака.
Очевидно и изменение ролевой модели женщины. Теперь она может наравне с мужчиной двигаться по карьерной лестнице, занимать должности, которые раньше считались исключительно мужскими.
Виды и примеры
Какие бывают стереотипы? Исследователи, психологи и социологи выделяют различные виды стереотипов:
- социальный стереотип;
- этнические стереотипы;
- стереотипы восприятия;
- стереотипы в общении;
- гендерные стереотипы в современном обществе;
- гетеростереотипы;
- возрастные стереотипы;
- поло-ролевые стереотипы;
- современные стереотипы;
- распространенные стереотипы;
- общественные стереотипы.
Стереотипы бывают поверхностные, сформированные внешней оценкой. Например, чопорность англичан, яркий нрав южных народов, лень русских людей.
Поверхностные стереотипы меняются в зависимости от международной ситуации, развития общества и других факторов.
Глубинные более устойчивы, передаются из поколения в поколение. Несколько веков обязательным спутником русских традиций считаются самовары, меха, матрешки.
Подобные стереотипы сложно разрушить.
Атрибуты, которые уже не являются частью социальной жизни, все равно могут использоваться в качестве примеров культурного наследия или коммерческих целях.
Глубинные стереотипы могут формироваться под действием исторических событий.
Особые условия происхождения Великобритании привели к созданию стереотипов, что народ этой страны обладает развитым логическим мышлением, расчетливостью, прагматизмом.
Примеры стереотипов:
- бабы — зло;
- успешная карьера возможна при наличии «блата»;
- евреи — хитрый народ;
- мужчина пообещал — обязан делать;
- мальчикам плакать нельзя;
- нельзя брать женщину на корабль — к беде;
- высокая цена означает высокое качество;
- по улицам России ходят медведи;
- французы — отличные любовники.
Таких примеров в нашей жизни много, и часто мы даже не замечаем, что мыслим стереотипами, они становятся частью нашего восприятия окружающей действительности.
Роль в жизни личности
Для осуществления той или иной деятельности индивиду необходимо обрабатывать информацию, анализировать ее. Кроме того, ему важно чувствовать себя частью определенной общности.
Однако чаще всего стереотипное мышление сильно ограничивает людей, мешает расширять кругозор. Из-за своих шаблонов мы упускаем большое количество возможностей, не обращаем внимания на перспективы, ошибаемся в оценивании окружающих.
Как сражаться со стереотипами
С одной стороны шаблоны помогают разгрузить ум от излишнего напряжения. Но в то же время они становятся ограничителями мысли.
- Не стоит слепо верить всему, что принято в обществе. Проверяйте получаемые извне данные и делайте выводы, опираясь лишь на собственный опыт.
- Выделите те модели поведения, которые существуют у вас, но не подтверждены практически. Попытайтесь их доказать или откажитесь от них.
- Находите опровержение тем установкам, которые не имеют фактического и логического основания.
Стереотипизация как важный фактор в восприятии и познании людьми друг друга
Страница 4 из 4
Реализация стереотипов происходит в процессе стереотипизации – восприятии и классификации социальных явлений на основе выработанных стереотипов. Процесс порождения стереотипов является частным случаем процесса категоризации. Таким образом, стереотипизация – одна из форм подведения явлений под категории. Но при этом она отличается от других форм: при стереотипизации негативные или позитивные характеристики явлений подчеркиваются, предвзятые представления эмоционально окрашиваются. Это и классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явления, то есть отвечающим социальным стереотипам [4]. Явление стереотипизации тесно связано со стремлением человека «рассортировать» полученную информацию, «разложить ее по полочкам» (В.Г. Крысько, Т.А. Бондаренко, Е.И. Башкирова, Т.Б. Рябова, Д.П. Пискарев).
Роберт О’Хара считал, что человек, привыкая к стереотипизированным реакциям, реагирует рефлекторно. Исходя из этого утверждения, он считает, что можно специально создавать стереотипы и манипулировать сознанием людей посредством их. Он о [12, 293].
Следует отметить, что стереотипизация несет в себе не только негативные явления. Она необходима любому субъекту, поскольку включает в себя известное упрощение образа в шаблонных социальных ситуациях. Стереотипы определяют привычки и, таким образом, входят в социальный контроль, предопределяя человека в ряде типичных ситуаций его поведение. Стереотипы помогают принимать решения в повторяющейся ситуации и сохраняют психическую энергию, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. Но в то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений. Умение преодолевать сложившиеся стереотипы является важным условием социальной адаптации [3].
Таким образом, стереотипизация в процессе познания людьми друг друга способна приводить к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, в этом случае стереотип не всегда несет в себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит сдвига в сторону его эмоционального принятия или неприятия. Остается упрощенный подход, который не способствует точности формирования образа другого человека и заставляет заменить его неким клише, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, поскольку помогает сократить процесс познания. С другой стороны, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие окрашивается неприязнью. Не следует давать стереотипу лишь негативную оценку. Мы считаем, что значение стереотипизации в восприятии и познании людьми друг друга крайне значимо, а стереотип не стоит рассматривать исключительно как барьер в общении.
Литература
- Алиева Л.А. К проблеме психологического анализа национальных стереотипов // Этнопсихологические проблемы развития личности. — Баку, 1985. — 246 с.
- Артановский С.Н. Проблемы этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. — М., 1979. -С.11-40.
- Артановский С.Н. Этно: концепции и действительность // Этнографическое обозрение. 1992. -N3. -C. 17.
- Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. -М., 2002. -448 с.
- Куницына В.Н. Социальные стереотипы — условие и продукт социализации. -Ученые записки ЛГУ, НИИКСИ. -Л., 1971, Вып.9. -С.184-193.
- Левкович В.П., Панкова Н.Т. Социально-психологический подход к структуре этнического сознания // Психологический журнал. 1983. -Т.4, -№ 4. –С.64-74.
- Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии, 1986. — № 4. — С. 69 — 76.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология. -М., 2000, -С.116.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология. -М., 2000, -С.116.
- Campbell D. T. Stereotypes and the perception of group differences.- Arner. PsychoL, 1967, V. 22, N 10, -P. 817-829.
- Katz D., Braly K.W. Racial stereotypes of one hundred college students // J. of Abnormal and Social Psychology. -N.Y., 1933, № 28, -P. 280 — 290.
- Nisbett R., Ross L. Human Inference: strategies and shortcomings of social Judgment. — N.Y.: Prentice-Hall, 1980. — 334 p.
- Болдин С.Ю. Самоидентификация как опыт // Проблемы современной науки и образования. 2014. №23. С. 42-44.
- Мастикова Н. С. Опыт сопоставления доминирующих рангов ценностей «свобода» и «равенство» россиян и народов западных стран. // Проблемы современной науки и образования. 2013. №17. С. 227-232.
Теги: людьми друг друга познании восприятии
«ПерваяПредыдущая4СледующаяПоследняя»