Что такое клиническая психология
Клиническая психология КП фокусируется на выявлении и лечении различных психических, эмоциональных, социальных и поведенческих проблем со здоровьем.
Где может работать такой специалист? Многие клинические психологи трудятся в частной практике, в больницах или клиниках, предоставляя прямые услуги клиентам. Другие работают в сфере высшего образования или исследований, готовят будущих специалистов в этой области или изучают причины или эффективные методы лечения проблем психического здоровья.
Клиническая это самая большая и наиболее распространенная отрасль психологии. И хотя психическое здоровье является общим ядром, в этой дисциплине есть ряд подмножеств.
Некоторые из этих подгрупп включают в себя:
· психические расстройства у детей и взрослых;
· неспособность к обучению;
· злоупотребление психоактивными веществами;
· эмоциональные расстройства;
· тяжелые психические заболевания (т.е. посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), шизофрения;
· обсессивнокомпульсивное расстройство ОКР;
· отклонения, связанные с гериатрией — психические расстройства и сексуальные извращения (т.е. растление, изнасилования, сексуальные надругательства и т. д.).
Важно помнить, что хотя таких психологов считают «врачами-исследователями», их не считают «врачами» и как таковыми медицинскими работниками. Другими словами, они не могут назначать лекарства или выполнять медицинские процедуры и операции. Они, тем не менее, способны проводить психологические оценки, диагностировать пациентов, разрабатывать планы лечения и использовать методы для терапии пациентов, как медицинские работники.
Что ждёт психологов в будущем
Что ждёт психологов в будущем, будут ли они востребованы и поменяется ли специфика их работы? Вопрос интересный. Специалисты прогнозируют этой профессии рост популярности. Уже сегодня стало очень модным обращаться к специалистам за помощью в решении психологических проблем, возможно, в будущем у россиян войдёт такая практика в привычку. Специфика работы, конечно, несколько изменится. Личные встречи, скорее всего, сведутся к минимуму, а консультации будут проводиться преимущественно в режиме онлайн посредством общения по видеосвязи или переписки. Такие методы работы имеют определённые преимущества – анонимность, стирание территориальных границ, доступность и относительная безопасность.
Кто такой клинический психолог
Клиническая психология, собирательный термин для всех применений научной психологии для профилактики, исследования и лечения психических расстройств, жизненных проблем и различных нарушений.
Клинические психологи работают с детьми, взрослыми и пожилыми людьми. Проблемы, с которыми они сталкиваются на практике, могут быть самыми разными.
- Поведенческие или эмоциональные трудности в детстве.
- Дезадаптация в школьной среде.
- Проблемы подростков.
- Психологические зависимости.
- Дезадаптация в работе и браке.
- Нервные переживания.
- Жизненные кризисы.
- Серьезные психические расстройства.
- Проблемы старения.
Профилактическая работа клинического психолога включает информирование и консультирование по воспитанию детей. Такие мероприятия часто проводятся психологами в медицинских центрах и семейных консультациях.
Профилактическая работа включает в себя:
· клиническую психологическую работу в школе;
· обследование трудностей адаптации или обучения в школе и дошкольном учреждении.
Эту работу выполняют психологи в учебно-психологической службе.
Требования к образованию
Большинство дипломированных специалистов данной профессии имеют докторскую степень в сфере психологии. Зачастую они сначала получают степень бакалавра, а затем начинают специализироваться на медицинской психологии в аспирантуре. Непосредственно направление учебных программ может разниться. Одни направления готовят кадры к клинической работе, а другие — к проведению исследовательской деятельности.
Все желающие получить лицензию на занятие клинической или консультативной работой должны проходить стажировку в течение года после приобретения докторской степени. Вакансии медицинского психолога закрываются очень быстро.
При наличии диплома бакалавра возможности трудоустроиться ограничены, правда, некоторые часто находят работу в исправительных организациях. Те специалисты, которые получают степень магистра, как правило, работают под руководством лицензированных психологов.
Должностные обязанности специалиста
Рабочие обязанности этих специалистов, изучение и устранение социальных и поведенческих проблем, которые вызывают у людей страдания в их жизни. Более конкретно, эти проблемы охватывают широкий спектр вопросов: от эмоциональных проблем, таких как депрессия, до расстройств поведения, таких как СДВГ или аутизм, до серьезных проблем с психическим здоровьем, таких как шизофрения или диссоциативное расстройство личности.
Некоторые клинические психологи работают в лабораторных условиях, проводя исследования по вышеупомянутым проблемам психического здоровья. В этом качестве основное внимание уделяется формированию лучшего понимания человеческого поведения посредством исследований, направленных на улучшение диагностики и лечения этих расстройств. В лабораторных условиях клинический психолог будет отвечать за различные обязанности, от разработки экспериментов и подбора участников до сбора и анализа данных.
Медицинский психолог и лечебная деятельность
В клинических или медицинских организациях психологи часто проводят оценку поведения и берут интервью. Также они проводят личностные тесты. Кроме того, их задачи зачастую связаны с проведением групповых мероприятий. Они информируют население о методах, направленных на снижение стресса, предлагая полезные советы тем, кто решается отказаться от вредных привычек. Также такие специалисты учат людей, как исключить нездоровый образ жизни.
Работа клинического психолога
Клинические психологи по профессии, которые работают в клиниках, встречаются с клиентами, как правило, один на один, чтобы предоставить психологические услуги. Эти услуги могут включать в себя администрирование инструментов оценки для правильного определения проблемы, а также процедуры оценки для определения уровня функциональности клиента. Эта группа обязанностей может включать собеседование с клиентом или проведение официальных тестов для определения наличия диагностируемого состояния.
Профессия клинического психолога также предполагает участие в диагностических мероприятиях, которые включают использование Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, чтобы официально определить имеющуюся проблему. Как только условие диагностировано, могут начаться лечебные процедуры, которые направлены на содействие положительным изменениям в функционировании пациента.
Обязанностью для клинического психолога является этап лечения. Они обычно сосредотачиваются на том, чтобы вовлекать людей в разговоры об их проблемах. Эти беседы могут принимать различные формы, в зависимости от проблемы, с которой имеет дело пациент, и теоретической ориентации психолога. Могут быть использованы психотерапевтические услуги, которые включают встречи на еженедельной основе в течение длительного периода времени.
Клинические психологи с когнитивно-поведенческой точки зрения могут привлекать пациентов к упражнениям, направленным на изменение моделей мышления. Другие обязанности по лечению включают введение гипноза, наблюдение за групповой или семейной терапией или методы вмешательства для преодоления определенной фобии.
Задачами экспериментально-психологического исследования при проведении судебно-психиатрической экспертизы являются дифференциальная диагностика, установление степени (глубины) снижения психики с учетом возможного установочного поведения испытуемого. В последнем случае может возникнуть задача дифференциации симуляции и аггравации от псевдодеменции (F68.1) и истинного слабоумия (F70-F79), истинной некритичности от симулятивного и диссимулятивного поведения (Кожуховская). Для диагностики установочного поведения предлагались различные приемы и условия проведения экспериментально-психологического исследования.
Целесообразно применять комплекс методик, позволяющих обнаружить «неравномерность уровня достижений» с использованием параллельных по направленности методик. Блейхер указывает, что желательно пользоваться большим числом методик, располагаемых не по степени нарастания трудности заданий, и рекомендует проводить исследования повторно с интервалом в несколько дней.
Особое значение имеет деятельность психолога при проведении судебно-психологической экспертизы, в которой он выступает в самостоятельной роли эксперта (комплексная психолого-психиатрическая экспертиза). Сама возможность такой роли психолога в экспертизе предполагается содержанием так называемой формулы невменяемости, одного из важнейших положений, лежащих в основе судебной психиатрии. Формула невменяемости включает два критерия — медицинский (биологический) и юридический (психологический). Содержание психологического критерия формулируется как способность испытуемого «понимать значение своих действий и ими руководить». Фелинская замечает, что в судебно-психиатрической экспертизе, особенно в случаях наиболее трудных пограничных состояний, правомерно и необходимо сочетание психопатологического и психологического анализа (неправильно трактуется как ненужная и даже вредная «психологизация»), учитывающего проявления психологической нормы. Для дифференциального диагноза следует найти границу между нормой, управляемой психологическими законами, и патологией, движимой психопатологическими закономерностями. Это требует знания всей истории формирования личности испытуемого, системы его жизненных отношений, ценностей, а также преимущественного способа реагирования в ситуациях нервно-психического напряжения.
Особенностью комплексной психолого-психиатрической экспертизы является и то, что психолог-эксперт нередко должен отнести результаты проводимого исследования к прошлому периоду, достаточно отдаленному от времени исследования. В таких случаях психолог предоставляет данные о том, как психологические особенности испытуемого могли влиять на мотивы, понимание своих действий при совершении правонарушения, на поведение в той конкретной ситуации.
В комплексной психолого-психиатрической экспертизе психолог тесно сотрудничает с психиатром и каждый из них решает в соответствии со своей компетенцией вопросы, ставящиеся судом и следствием. Подобная комплексная экспертиза проводится при освидетельствовании несовершеннолетних, установлении возрастного ценза подростков в случае отставания психического развития от физического (значение этих вопросов возросло в связи с акселерацией); отграничении психологических реакций от психогенных психотических, физиологического аффекта от патологического; в геронтологической практике, например, при составлении завещания, когда возникает вопрос о психическом состоянии инвалида и его дееспособности. В случаях комплексной экспертизы психолог, разумеется, имеет равные права и несет те же обязанности, что и другие эксперты.
Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых. Резкий рост подростковой преступности отмечают многие исследователи. Растет число общественно опасных деяний, совершенных детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности; доля несовершеннолетних среди преступников увеличилась с обычных 8-12 % до 16-18 %, а по данным органов прокуратуры около 50 % из них страдают психическими аномалиями разного рода. В связи с этим структуры, кроме усиления прокурорского надзора предлагают создать психодиагностические центры для несовершеннолетних (Каневский).
Психологическая экспертиза имеет для подростков особое значение, так как только 4,4 % несовершеннолетних, прошедших судебно-психиатрическую экспертизу, обнаруживают психотические расстройства, 44 % имеют непсихотические расстройства психики, 51,6 % страдают олигофренией (F70-F79) разной глубины, а девиантное поведение (F91) остальных протекает в рамках психического здоровья (Мохонько и др.).
В последнее время ряд авторов отмечают, что для части подростков с асоциальным и антисоциальным поведением характерны психические аномалии, не достигающие степени выраженной психопатологии. Такими отклонениями занимаются клинические психологи.
Основные проблемы, решаемые в судебно-психологической экспертизе несовершеннолетних (Васильева, Горьковая):
1) уровень интеллектуального развития (соответствует ли развитие познавательных процессов абсолютной норме, пограничной умственной отсталости (F84.9) или олигофрении);
2) уровень развития эмоционально-волевой сферы (чаще всего рассматривается проблема психического инфантилизма с психологической точки зрения и возраста достижения уголовной ответственности в юридическом плане);
3) индивидуально-типологические особенности личности, где имеются в виду юридически значимые характерологические свойства (склонность к фантазированию, повышенная внушаемость, лидерские тенденции, агрессивность) и чисто социальные качества личности (общесоциальная ориентация, знание социальных норм, границ допустимого и недопустимого, способность применения этих знаний в реальном поведении, устойчивость функционирования этих норм у данного индивида и их проявление в ситуации общественно опасного деяния);
4) судебно-психологическая экспертиза лиц с сенсорными дефектами — с нарушениями речи, слабовидящих, слабослышащих.
По содержанию этих проблем понятно, что при анализе психической деятельности несовершеннолетних желательно проводить комплексную судебно-психологическую экспертизу, в которой представлены специалисты разного профиля: судебно-медицинский эксперт, психолог и педагог (это может быть педагогический психолог, детский психолог или подростковый психолог в зависимости от конкретной задачи). Возможно участие судебно-медицинского эксперта-психолога и дефектолога соответствующего профиля. При выявлении в анамнезе подростка психотических эпизодов, тяжелых черепно-мозговых травм, многократных госпитализаций в психиатрическую больницу следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.
В последнее время стремительно растет количество как комплексных психолого-психиатрических, так и чисто психологических судебных экспертиз. Если ранее подобный вид экспертизы не являлся стандартным, к нему эпизодически привлекались специалисты научных учреждений и организационно-методические вопросы не являлись актуальными, то в настоящее время экспертиза эмоциональных состояний, например, стала проводиться часто.
Введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ предусматривает расширение проведения судебно-психологических экспертиз несовершеннолетних (практически во всех случаях). Введено понятие «ограниченной вменяемости», для квалификации которого требуется участие эксперта-психолога. Резко увеличено количество статей, учитывающих психологические параметры участников судебного процесса (беспомощное состояние, психологическая зависимость, моральное принуждение, мотивы, особенности личности).
Основываясь на опыте практической работы и проведения экспертиз разного типа, Васильева и Горьковая предлагают ориентировочные нормативы для работы эксперта-психолога в разных экспертных учреждениях. Компетенцию специалиста следует оценивать по характеру базового образования. Для эксперта-психолога это должен быть диплом высшего учебного заведения по специальности «психолог» или «практический психолог», стаж практической работы в психиатрическом стационаре не менее 5 лет, повышение квалификации в соответствующих учреждениях.
По форме проведения очная экспертиза может быть стационарной и амбулаторной. На амбулаторной экспертизе возможности проведения полного психологического обследования крайне ограничены, реально проводится клинико-психологическое и неполное патопсихологическое обследование. При хорошо подготовленном для экспертизы уголовном деле с четко очерченным клинически психологическим портретом испытуемого и небольшим объемом дела возможно получение достоверного заключения, которое будет подтверждаться даже в случае дополнительной экспертизы в стационаре. При стационарной экспертизе нет выраженных временных ограничений. При амбулаторной экспертизе есть возможность полного психологического обследования подэкспертного, привлечения дополнительных специалистов (психиатр, невропатолог, электрофизиолог, дефектолог, сексопатолог, педагог, терапевт при решении вопроса о влиянии соматических заболеваний на психическое состояние).
Виды комплексных экспертиз зависят от профиля привлекаемых специалистов в соответствии с конкретными задачами. В настоящее время наиболее распространена комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Могут быть комплексные психолого-дефектологические, психолого-педагогические, психолого-сексологические экспертизы, а также комплексные психологические экспертизы с привлечением психологов разного профиля.
Для судебно-медицинского эксперта-психолога необходимы знания в следующих областях наук: общая психология, клиническая психология, все виды возрастной психологии, где особенно важными являются детская и подростковая, социальная психология с акцентом на психологии малых групп, психиатрия (общая и частная психопатология), основы юриспруденции. Таким образом, эксперт-психолог должен обладать навыком работы в психиатрическом отделении общего профиля, в подростковом отделении, желательно наличие детской психиатрической практики.
Этапы судебно-психологической экспертизы после получения постановления:
1. Первичная клинико-психологическая беседа с подэкспертным.
2. Изучение материалов уголовного дела.
3. Проведение базового патопсихологического обследования подэкспертного.
4. Прицельное тестирование подэкспертного в зависимости от результатов патопсихологического обследования:
— при наличии органической нейродинамики и указаниях на очаговую неврологическую симптоматику может потребоваться полное нейропсихологическое обследование;
— при наличии признаков дефектного интеллекта проводят полное психометрическое интеллектуальное исследование;
— при отсутствии значительного снижения интеллекта используют стандартизованные личностные методики, а в отдельных случаях и проективные;
— при выявлении специфических нарушений мышления могут быть дополнительно применены личностные методики и в дальнейшем подэкспертный подвергается психиатрической экспертизе.
5. Составление заключения эксперта-психолога по собранному материалу. В случае единоличного проведения судебно-психологической экспертизы в заключительной части акта дают ответы на все поставленные вопросы.
В случае стационарной или комиссионной амбулаторной экспертизы предварительное заключение докладывается на комиссии экспертов, которая принимает окончательное решение. После этого составляется комиссионный акт, в заключительной части которого следуют ответы на все поставленные вопросы.
Из материалов приведенной главы следует, что, как и в других областях медицины и здравоохранения, отмечается возрастающая интеграция клинических психологов в экспертную практику. Иногда возникает вопрос о правомочности проведения самостоятельной судебно-психологической экспертизы клиническим психологом. В то же время очевидно, что качество экспертизы возрастает при совместном участии в ее проведении ряда специалистов, выбор которых определяется общей целью и конкретными задачами экспертизы.
Иллюстрации с сайта: © 2011 Thinkstock.
Кто такой клинический нейропсихолог и где он может работать
Нейропсихологи работают в крупных соматических больницах, в психиатрии, и в специализированных учреждениях для неврологических расстройств. И нейропсихология, и служба ПП имеют доступ к проверенным тестам и другим методам обследования.
Клиническое психологическое лечение включает в себя широкий спектр работ: от классического психоанализа до других форм терапии:
· Бесед;
· Парной терапии;
· Семейной терапии;
· Поведенческой терапии;
· Групповой терапии:
· Игровой терапии.
Лечение также включает абилитацию людей с ограниченными возможностями и реабилитацию после болезней и травм, которые привели к инвалидности.
Некоторые клинические психологи являются частными практикующими психотерапевтами, но подавляющее большинство работает в системе общественного здравоохранения, где они входят в команду врачей, медсестер, социогномистов и других профессиональных групп.
Необходимые качества
Любой психолог должен обладать следующими личностными качествами:
- Эмпатия. Способность слушать человека и сопереживать ему. Только тёплая атмосфера и доверительная обстановка помогут клиенту расслабиться настолько, чтобы смочь поведать самое сокровенное незнакомому человеку, не являющемуся по своей сути даже врачом.
- Терпение и выдержка. В процессе работы придётся столкнуться с разными людьми и ситуациями, в некоторых из них будет крайне сложно сохранять хладнокровие, но это обязательное условие.
- Ответственность. Нельзя халатно относится к проблемам клиентов, ведь неверные советы могут лишь усугубить ситуацию и привести к плачевным последствиям.
- Отзывчивость. Нужно пытаться понять человека, не оценивать его, а именно понять, ведь клиент в первую очередь рассчитывает на поддержку и понимание и только во вторую ждёт дельного совета.
- Конгруэнтность или, если проще, безоценочность. Нельзя оценивать поступки, переживания и проблемы клиента, навязывать ему собственную точку зрения. Нужно дать клиенту возможность самому найти верное решение, лишь слегка подталкивая его в нужном направлении.
- Эмоциональная гибкость. Нужно уметь пропускать все переживания и негативные эмоции мимо себя, иначе может не выдержать собственная нервная система.
- Бескорыстность. Главной целью должна стоять реальная помощь человеку, а не желание получить с него как можно больше денег.
Описание работы
Вот что вы будете делать в роли клинического психолога.
Если для вас важны честность, этика и помощь другим, подумайте о карьере в области клинической психологии. Вы можете начать обучение для работы в качестве психолога с любым типом работы или образования. Самое главное, ваша страсть и стремление к успеху.
Люди, меняющие карьеру, в настоящее время работающие в таких областях, как образование, социальная работа и специализированная помощь (например, с детьми или пожилыми людьми), обнаружат, что их навыки и организационные способности совпадают с теми, которые необходимы для работы в психологии.
Изучение психологии является полезным, показывая нам, как и почему мы ведем себя так, или иначе. Использование этой информации, чтобы помочь людям улучшить свою жизнь, может быть полезным. Независимо от того, новичок вы в психологии или нет, вы найдете в ней интригующий набор потенциальных карьерных путей.
Чем еще занимается клинический психолог
Клинические психологи встречаются с людьми, чтобы определить проблемы (эмоциональные, психические и поведенческие) в их жизни. Посредством наблюдения, собеседований и тестов, психолог будет диагностировать любые существующие или потенциальные расстройства. Затем вместе с пациентом они составляют программу лечения в соответствии с потребностями клиента. Психологи регулярно следят за прогрессом клиента, чтобы убедиться, что его потребности удовлетворены ходом действия, и скорректировать его при необходимости.
На работе клинические психологи:
- Определяют психологические, эмоциональные или поведенческие проблемы.
- Диагностируют психологические, эмоциональные или поведенческие расстройства.
- Разрабатывают и внедряют план лечения и лечебных процессов.
- Помогают клиентам определить цели и спланировать действия для достижения личного, социального, образовательного и профессионального развития и адаптации.
- Отслеживают прогресс клиента через регулярные встречи.