На страницах научно-популярных изданий, посвященных отношению людей к религии, приходится сталкиваться с целым рядом специфических терминов. В частности, авторы публикаций нередко делят людей на две различные категории – атеистов и агностиков. В чем разница между ними? Если с первыми вопрос более-менее ясен, поскольку в советский период к ним себя причисляло большинство наших соотечественников, то в отношении вторых не все так просто. Попытаемся разобраться.
Как выглядит реальный духовный рост?
Так что религия, по сути, это всего лишь продолжение развития для атеиста, если он хочет развиваться, но уже не знает, каким образом ещё можно улучшить свой характер, образ жизни, семейные отношения, излечиться от болезней и стать более счастливым. Все такие атеисты рано или поздно приходят или к религии, или просто к Вере.
Как выглядит реальный духовный рост? Чаще всего самый примитивный религиозный путь примерно такой… Сначала научиться соблюдать хотя бы десяток заповедей, причем без всяких законов и даже если за тобой никто не наблюдает в камеру. Тогда таким людям не нужны будут даже тюрьмы в государстве.
Затем можно начать учиться искренне и безусловно любить и принимать себя как изначально идеальное творение, а в идеале и питаться нормально, соблюдая посты, тогда не нужны будут врачи. Затем хорошо бы научиться любить также и других людей, тогда станут ненужными государственные законы.
А далее уже просто не останется больше на кого расширять свою любовь, кроме как на Бога и вселенную, так что вы попадете просто в безвыходное положение в попытках развиваться еще дальше. Но самое интересное, что вот только оттуда, именно с этого уровня и начнется настоящая религия, где уже станут важными какие-то определенные религиозные нюансы и практики.
Так что не надо списывать со счетов искренних и адекватных атеистов, каждый верующий из 5 миллиардов официальных был когда-то неверующим, так что всех этих верующих религиям, по сути, больше неоткуда брать, кроме как из числа атеистов.
Просто атеист или не любящий Бога – это тот человек, который пока не прошел первые 3-4 уровня религии. А таких в современных религиях более 99,9%, так что в атеистах ничего плохого для религии и нет, наоборот, это единственная группа людей, из которой могут вырасти другие прекрасные верующие.
Хотя да, с другой стороны, атеизм – это ужасно, если атеист просто принципиально решает нарушать в своей жизни больше заповедей, чтобы всем доказать, что он настоящий махровый атеист. И для этого убивает, насилует детей, лжет, наживается на чужом труде, сам ничего, кроме фекалий, для общества не производя. Но, например, лично я не хотел бы жить в обществе, где много именно таких атеистов, а вы?
Что важнее: шашечки или ехать?
С другой стороны, опять же, Атеизм с соблюдением хотя бы минимальных заповедей – это просто прекрасно, и такой человек внешне и поведением ничем не будет отличаться от последователя истинной Веры в Добро.
Да, он, возможно, не будет делать неких внешних ритуалов, обязательных для некоторых религий, или молиться по утрам. Но именно такой человек будет гораздо ближе к истинному пониманию Бога и, скорее всего, рано или поздно найдет Бога в своем сердце. Особенно если таки осознает, зачем он вообще соблюдает все эти заповеди, если на самом деле, ничто и никто, кроме его собственной совести и странных правил приличия, не мешает ему убивать, грабить, лгать, насиловать детей и животных и делать подобное.
А вот если человек всё это уже и так делает, а заодно еще бухает, питается только фастфудом и принимает одурманивающие его сознание наркотики, то вот тут он уже да, по определению истинный атеист. Но будет ли он счастлив в таком случае и будет ли счастливо общество, в котором успешно проживает большинство именно таких людей, вот это уже вопрос. Хотя ответ на него вы и сами без меня знаете…
Поэтому если человек добрый и любящий, а заодно и не подсел ни на какие одурманивающие сознание средства, – это уже отлично. Это уже большая часть пути к пониманию истинного смысла настоящей веры, а по сути это и есть первая часть пути каждой из мировых религий.
А пройти ли вторую половину этого пути, человек сможет решить самостоятельно только после того, как пройдет первую…
Противоречия, принявшие форму конфликтов
Как те, так и другие всегда вступали и продолжают вступать в конфликт с верующими, число которых, по данным социологических опросов, неизменно увеличивается. Для людей, признающих бога творцом мира, в равной степени являются идеологическими противниками и агностики, и атеисты. В чем разница реакций представителей этих двух весьма многочисленных категорий лиц на критику занимаемых ими позиций, переходящую порой в яростные нападки? Об этом поговорим особо.
Что же касается атеистов, то они в спорах с верующими никогда не утруждались доказательством своей правоты, поскольку никаких убедительных аргументов представить не могли и всегда замыкались в своем упрямстве. Дискуссия о существовании бога между атеистами и верующими, как правило, сводилась к тому, что одна из сторон упорно, но совершенно бездоказательно твердила: «Есть!», в то время как другая повторяла свое, также ни на чем не основанное: «Нет!» В результате они всегда становились непримиримыми врагами.
Форма, которую принимало их противостояние, зависела от целого ряда внешних обстоятельств. Так, в отдельные исторические периоды служители церкви с легким сердцем отправляли на костры всех, кто высказывал сомнение в истинности религиозных догм. На других же этапах развития общества воинствующие атеисты расстреливали и отправляли за решетку как самих божьих пастырей, так и их прихожан.
Человек-атеист, определение, отличия от агностика
На просторах интернета не редки случаи возникновения конфликтов, основой противоречий которых является религия
Несмотря на то, что мы все живём в двадцать первом веке, веке науки и постоянно обновляющейся информации, вера до сих пор занимает немаловажное место в сердце человека
Некоторые последователи религий упрекают людей в том, что они либо следуют иной вере, либо вообще отрицают существование вездесущих Высших Сил.
Последних называют атеистами и, к сожалению, их мировоззрение нечасто принимают. Или скорее даже не понимают, в чём кроется смысл такого взгляда на жизнь. Раз и навсегда разберёмся с тем, кого называют атеистами, что является атеизмом вообще, и чем атеист отличается от агностика.
Определение атеизма
Атеизм – система взглядов и мировоззрений, которая отрицает существование сверхсил. Последователи – то есть атеисты – этого течения не верят, что нашими жизнями и судьбами управляет невидимая, необъяснимая сила, которой люди обычно именуют Бога.
Они считают, что нет и ангелов, охраняющих человека, и бесов, всячески вредящих нам, и загробного мира, который представляется людям верующим как рай и ад.
В общем, они отрицают существование того, чего не могут объяснить или доказать учёные. Интересно, что атеисты верят в то, что у людей есть душа, однако для них это сгусток электромагнитного поля и не более того.
По сути, атеист – человек, отрицающий существование невидимых сил, контролирующих или как-либо влияющих на жизнь человека. Их неверие распространяется на все религии сразу, а не направляются на одно ответвление религиозного течения.
Самих атеистов можно разделить на три категории:
- Воинственные. Они слишком увлекаются своей идеей и активно нападают на церковь и её служителей, простых верующих, пытаясь доказать им, что бога нет, пытаясь переманить верующих на свою сторону.
- Спокойные. Не кричат о своём неверии повсюду, в споры с верующими не вступают. Неверие в сверхъестественное подкрепляют тем, что наука ещё недостаточно развита, чтобы объяснить некоторые вещи.
- Стихийные. Люди, которые вообще не знают или не хотят знать о существовании религий, бога. Им просто всё равно.
Что лежит в основе атеизма
Не нужно думать, что отсутствие веры в Бога закладывается в атеисте от нечего делать. Просто эти люди вполне рационально мыслят, делают выводы, опираясь на научные познания. Они близки по духу мыслителям Древней Греции, которые в центр всего всё-таки ставили человека.
Отталкиваясь от этого принципа, можно выделить основы атеизма:
- Человек – высшая ступень эволюции. Он способен сам распоряжаться своей жизнью, создавать что-то новое и подстраивать под себя весь мир. В этом ему может помочь только он сам, его знания и опыт, но не вмешательство богов и божеств.
- Все процессы, происходящие на земле, можно объяснить с научной точки зрения. Чем больше будет прогрессировать мир, тем меньше неопознанного в нём будет оставаться.
- Все религии, в конечном счёте, придуманы людьми. Рукой человека написаны страницы священных книг, из уст человека мы слышим, что ему был голос бога или что он был свидетелем божественного явления. Но не все же это увидели, могли почувствовать.
- Кроме того, почему Бога все народы представляют по-разному, утверждая при этом, что он един? Или почему ваши добрые боги, заботящиеся о нас, допускают существование в мире несправедливости, обмана и страданий?
Принципы атеистов вполне разумны. Все мы знаем поговорку: «нет того, что я не видел». И атеистов нельзя осуждать за то, что они всему хотят найти логичное объяснение.
Чем атеист отличается от агностика
Многие не только не совсем понимают сути атеизма, но и не делают различия между его последователями и агностиками. Кто такой агностик?
Агностиком называют человека, который не может точно дать ответ на вопрос: а есть ли на свете бог?
Они не выступают против религии, но и не придерживаются её. Ведь ни у атеистов, ни у верующих нет никаких доказательств, которые могли бы окончательно разрешить этот вопрос.
Вера и религия – это такие вещи, к которым не подберёшь фактов, которые бы однозначно гласили либо: «да, бог есть!», либо: «да, бога нет!».
И агностики, можно сказать, находятся где-то посередине между враждующими сторонами, не стремясь присоединиться ни к первой, ни ко второй точке зрения.
В чем разница между агностиком и атеистом: сравнение
Появление агностиков и атеистов было спровоцировано историческими условиями развития человечества. Главная причина их появления – наличие в мире большого количества разных религиозных верований. Ведь каждый представитель утверждает, что его позиция – это единственно верный вариант создания мира.
- Уже в первобытном обществе появились люди, которые поддавали сомнению достоверность какого-либо религиозного верования. Будь то язычество, христианство или иудаизм – не особо важно. Они не признавали и существование бога, как творца всего живого и неживого.
- Среди таких людей наибольшей популярностью пользуются представители агностицизма и атеизма, но их жизненные позиции в определенной мере отличаются друг от друга.
- В наше время разница между атеистом и агностиком должна быть довольно ясной и легкой для запоминания. Атеизм — это вера или, в данном случае, ее отсутствие. Точнее, она есть, но заключается в противоположном характере, что бога нет.
- Агностицизм — это знание или, в частности, неподтвержденное незнание. Причем оно не желает заявлять или получать какие-то факты.
Иными словами, атеист не верит ни в какого бога. А агностик не знает, существуют какой-либо бог или нет.Распространено заблуждение, что агностицизм является более «разумной» позицией. В то время как атеизм «догматичен» и, в конечном счете, неотличим от теизма, за исключением деталей. Это неверный аргумент, поскольку он искажает или неправильно трактует понятия теизм, атеизм и агностицизм.У атеистов и агностиков, без сомнений, есть общие черты. Но отличий значительно больше. Первое отличие – это отношение представителей обеих групп к теизму.
Агностики же лояльно относятся к теизму, причем ему ничто не мешает быть одновременно теистом и верить в бога. Кстати, именно среди них много альтруистов. То есть, у них проявляется излишняя доброта к окружающим, даже посторонним людям.
Агностик может даже и сам верить в бога, но не иметь нужных знаний о нем
- Также стоит отметить, что атеистом и агностиком может выступать один и тот же человек. Дело в том, что человек не сталкивается с необходимостью быть только атеистом или агностиком.
- Независимо от того, как они подходят к вопросу о существовании бога, агностики и атеисты принципиально разные. Многие люди, принявшие метку агностика, одновременно отвергают ярлык атеиста, даже если это технически применимо к ним.
- Теисты, в свою очередь, признают существование агностицизма и стараются использовать выработанные им гипотезы для борьбы с атеизмом, иногда их искажая.
- Стоит отметить, что существует злобный двойной стандарт. Ведь теисты утверждают, что агностицизм лучше, чем атеизм. Поскольку он менее догматичен. А вот агностики, берущие во внимание этот аргумент, редко говорят об этом явно. Чаще они пытаются одобрить религиозных теистов, атакуя атеистов.
- Еще одно отличие – позиция в обществе. Атеисты до сих пор осуждаются и презираются обществом. К агностикам же отношение совершенно другое. Да, без преувеличений. Отличительной чертой концепции атеизма является постоянное социальное давление и предрассудки относительно атеизма и атеистов. Люди, которые не боятся заявить, что они действительно не верят ни в какого бога, по-прежнему презираются обществом.
- В то же время, слово «агностик» воспринимается, как более респектабельное положение, и позиция агностицизма считается более приемлемой для остальных.
- Да что там, агностиками быть даже престижно, ведь они считаются представителями науки. Многие агностики были философами, а с их мнением считаются научные деятели и сейчас.
Важно: Но существует главное отличие между двумя концепциями. Атеизм — это отсутствие веры в любых богов. Агностицизм — это признание, что существование богов является неподтвержденной гипотезой. Поскольку ее невозможно проверить.
Атеист не скрывает своих убеждений, но общество не всегда его понимает
- Также стоит отметить, что у них разные взгляды на человеческую душу. А ее, между прочим, тоже нельзя увидеть или потрогать. Но, атеист и в этом вопросе остается непоколебимым, а вот агностик изменил позицию. Он признает наличие души в человеке. А аргументирует это тем, что ее он ощущает у себя внутри.
- И в завершение хотелось бы вспомнить старые народные традиции или даже семейные обряды. Да, даже банальные подарки на День рождение. Агностик не видит в них смысла и даже немного злобно реагирует на все бесполезные траты. У агностика и в этом вопросе немного изменилась твердость – он одобряет и обеими руками за все традиционные торжества, если они ему нравятся.
Стоит подытожить, чтобы никогда не путать данные слова между собой. Атеист – понятие, связанное с верой, а точнее с ее отсутствием. Агностик – термин, связанный со знанием, а точнее – с невозможностью достоверного знания.
Михаил Прохоров. «Верю в общечеловеческие ценности»
Отвечая на фирменный вопрос Познера, знаменитый бизнесмен честно сказал: «Я не мыслю в сослагательном наклонении. Я атеист, поэтому в данном случае не смогу ответить по существу».
Михаил Прохоров в программе «Познер»
Бывший кандидат в президенты называет себя классическим выходцем из атеистической среды СССР: «Я воспитывался в Советском Союзе и у нас была очень хорошая семья. Как и многие миллионы наших граждан, мы воспитывались в атеистической среде. Но это совершенно не значит, что я не верю. Я верю в общечеловеческие ценности».
Также Прохоров отмечает, что в его представления об общечеловеческих ценностях абсолютно не вписывается деятельность церкви: «В любом обществе совершенно спокойно говорю, что считаю РПЦ (русскую православную церковь) коммерческой полукриминальной структурой,а нашего патриарха кем угодно: коммерсантом, лоббистом, но никак не послом духовности».
Кто такой агностик?
Агностик (от древнегреческого – непознаваемый, непознанный)
– это человек, который считает, что познание объективной реальности посредством субъективного опыта невозможно. По его мнению, нельзя доказать или опровергнуть какие-либо факты, используя только личный опыт. Применительно к религии, агностик убежден, что существование, как и несуществование Бога, доказать невозможно, поскольку все представления о нем основываются только на личном опыте и знаниях.
С философской точки зрения, агностик – это тот, кто утверждает, что человек познать мир не может по причине ограниченности его разума и знаний.
Самые искренние верующие когда-то были самыми убежденными атеистами
В вопросе, кто такие атеисты, можно сказать, что атеистом можно быть сильно по-разному. Можно быть полностью деградировавшим атеистом, ненавидя всех вокруг и принося всем только проблемы, а можно быть атеистом, стремящимся к добру и совести, но еще на том уровне, когда в прямом взаимодействии с некой высшей Божественной энергией пока нет особой необходимости.
Поэтому многие, если не все, такие атеисты действительно лучше большинства людей, называющих себя адептами различных религий. Но рано или поздно любой адекватный и постоянно развивающийся атеист придет к неким религиям и эзотерике, когда упрется в потолок развития.
Более того, это даже факт, так как в мировой истории практически не было ни одной личности, которая бы объективно сделала много добра и счастливыми тысячи людей, при этом не занимаясь никакой эзотерикой и не представляя какой-либо религии или Веры.
Да что там великие люди мира сего, пойдите в любое христианское общество, скорее всего расположенное на углу вашего или соседнего дома, поговорите там с местным пастырем. Уверен, окажется с более чем 60-80% вероятностью, что в прошлом он был в разы большим грешником и атеистом, чем вы.
Пойдите, поспрашивайте. Вы, возможно, удивитесь, но, скорее всего, окажется, что он в прошлом или наркоман и алкоголик, или сатанист и демонопоклонник, или ученый и убежденный атеист, или экстремал, проститутка, военный и тому подобные, уж явно вроде бы не очень предрасполагающие к христианству профессии.
Я лично знаю очень продвинутых и духовных людей практически из всех перечисленных категорий. Буквально единицы среди религиозных личностей не совершали страшных ошибок. Единицы не учились на своем реальном примере, испытывая разные заповеди на прочность, а просто сидели дома, читая умные книги…
Вот такой вот странный факт, по сухой статистике, что почти все самые рьяные верующие сегодня, да и практически всегда на протяжении истории, выходили из самых передовых атеистов или самых падших людей. В том числе и автор сего труда.
История атеиста Порфирия Иванова
Вспомнить хотя бы того же всем известного Порфирия Иванова, который просто пришел зимой на озеро топиться, от того что страшно бухал, курил, дрался и блудил всю жизнь чуть ли не до сорока лет, да еще и заболел смертельной болезнью.
Но даже такой убежденный «грешник» от холода не умер, а, наоборот, излечился, да и потом еще лечил людей руками, ходил годами по снегу в одних шортах в любые морозы самой суровой зимой. Да что там, его несколько раз проверяли на способности и КГБ, и немецкие спецслужбы. Немцы днями держали Порфирия голым в проруби, после чего ему выдали грамоту, что он является важным для исследований и наследия людей и его нельзя трогать другим немцам. Да и КГБ регулярно часами катало его привязанным впереди на поезде в шортах по матушке Сибири.
И все было бы, наверно, хорошо, и прожил бы Порфирий Иванов до своей сотни лет, в шортах ходя по Сибири, если бы этот безумный грешник и атеист не додумался ездить регулярно в Москву орать на Красной площади о том, что в Советском Союзе неправильное детское образование.
После чего его, естественно, несколько раз накачивали наркотиками и отвозили назад в деревню, или психбольницы, или тюрьмы. Порфирия держали попеременно в разное время во всех трех главных специальных психиатрических больницах тюремного типа МВД, но он все равно, восстанавливаясь, ездил через пару лет туда снова и снова, так сказать, «воевать за права и образование детей». Хотя уже был известным целителем и в популярности или деньгах уж точно не нуждался.
Ну, а такая беспокоящая правительство деятельность и борьба с системой даже его организм, конечно же, рано или поздно довела до передозировок медицинскими препаратами и чем-то подобным. Видимо тогда в НКВД уже хорошо научились делать свою работу.
Так что вот такие странные будни самых атеистичных атеистов нашего времени, половину из которых сидят или в церквях, религиях и эзотерике, или борются за права детей, лечат руками, спят на снегу и т.д.
А вторая половина либо не хочет развиваться и даже не понимает, зачем это надо делать, либо не соблюдает заповеди из принципа. Либо просто жизнь еще не покидала их достаточно, чтобы они осознали, что именно с исполнения заповедей можно начать свой путь к здоровью, гармонии с природой, к Вере, любви к окружающим и подобному, как единственному реальному способу стать счастливым.
Интеллектуальный выбор агностиков
В связи с этим возникает вопрос: что в таком случае мешает атеистам избежать лишних нападок, ведь для этого достаточно не позиционировать себя в качестве врагов церкви, а лишь уклониться от приятия ее учения, сославшись на его недоказуемость? Очевидно, причин может быть две. Первая, носящая название «интеллектуального выбора», заключается в том, что многие из атеистов считают теорию агностиков ложной, поскольку, как они утверждают, в самой ее основе лежит ошибка.
Атеисты указывают на то, что, с позиции онтологии, то есть учения о бытие как таковом, сама постановка вопроса является некорректной. Доказывая отсутствие чего-либо, можно приводить аргументы, относящиеся лишь к какому-то частному случаю, но при этом не опровергающие существование этого объекта как такового. Простой пример: для того чтобы убедиться в том, что в шляпе у фокусника не прячется кролик, достаточно в нее заглянуть. Но даже если его там и не окажется, это отнюдь не будет означать, что кроликов вообще не существуют на свете. Таким образом, попытки доказательства отсутствия бытия божия для атеистов неприемлемы, поскольку, по их мнению, являются абсурдными.
Атеист: кто это сегодня и при чем здесь наука
Точно так же и с понятием «атеист»: если вы говорите, что не верите в бога, то вы определенно атеист.
Есть, правда, один нюанс. Если вы аргументируете свое мировосприятие каким-то научными фактами, доктринами (это что?) или концепциями, то ваш атеизм является не следствием личной неприязни к церковникам или верующим, а результатом критического анализа религиозной идеологии.
Под атеизмом вообще мы понимаем простое неверие в бога, а под научным атеизмом – систему взглядов как одну из неотъемлемых характеристик материалистического (диалектического) мировоззрения. Хотя, по большому счету, и то и другое все же можно считать двумя смысловыми оттенками одного понятия.
Поэтому давайте просто считать, что атеизм – это некий религиозный скептицизм, основанный на приверженности самым базовым мерилам интеллектуального здравомыслия.
А уж чем он там аргументирует свое отрицание религии – научными доводами или обычным здравым смыслом – не суть важно. Ну что ж, теперь нам осталось разобраться лишь с одним вопросом, критичным как для религиозных людей, так и для неверующих
Ну что ж, теперь нам осталось разобраться лишь с одним вопросом, критичным как для религиозных людей, так и для неверующих.
Удобная мировоззренческая позиция
В связи с этим можно привести еще одно отличие атеистов от агностиков. Оно состоит в том, что последние никогда не вступали в открытый конфликт со служителями церкви. Причем объяснялось это не отсутствием принципиальности, а исключительно удобством занимаемой ими позиции. Приверженцы агностицизма в споре с церковниками всегда имели возможность «сгладить острые углы», заявив: «Мы вполне допускаем, что вы правы, хотя и не видим тому доказательств».
То же самое они отвечали и атеистам. В результате удавалось сохранить вполне мирные отношения как с теми, так и с другими. Позиция, безусловно, удобная. Она всегда давала возможность, формально не поступившись принципами, избежать конфронтации и не нажить врагов. Именно поэтому столь мирно на протяжении веков уживаются атеисты и агностики. Различие между ними чисто условное. Одни говорят: «Мы отрицаем бога», другие твердят: «Мы не можем поверить в его бытие», что, по сути, одно и то же.
Научный агностицизм
Выше мы уже упомянули о том, что термин «агностицизм» был предложен в 1869 году ученым Томасом Генри Гексли (1825-1895), который, к слову, даже не был философом, а прославился своими научными трудами в области зоологии и сравнительной анатомии.
Причем этот термин родился в ответ на вопрос, относит ли себя ученый к атеистам или верующим. Гексли отнес себя к свободно мыслящим людям и заявил, что, цитируем: «человек не должен думать будто знает то, чего не имеет никаких научных оснований знать».
Термин «агностик» – это симбиоз древнегреческого α (альфа), что значит «без», и γνῶσις (гнозис), что значит «знание». Так кратко одним словом была обозначена суть целого направления в философии, науке и теологии. Элементы агностицизма можно обнаружить в работах целого ряда ученых, которые у большинства людей никак не ассоциируются ни с философией, ни с теологией.
Известные ученые-агностики:
- Чарльз Дарвин.
- Альберт Эйнштейн.
- Нил Деграсс Тайсон.
Чарльза Дарвина и Альберта Эйнштейна к агностикам отнесли биографы, исследовавшие их жизнь и взгляды, а вот американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон сам себя отнес к последователям данного направления после того как его обвинили в атеизме.
Альберт Эйнштейн
Альберт Эйнштейн, помимо физики, живо интересовался философией науки. Он писал, что окружающий мир – это огромная вечная загадка, лишь отчасти доступная нашему восприятию и нашему разуму. Однако то, что окружающую действительность нельзя полностью упорядочить разумом, и есть великое чудо науки.
Такое понимание относительности человеческого знания, вероятно, и сделало возможным создание Эйнштейном теории относительности. Для великого ученого то, что нельзя было полностью упорядочить разумом, являлось вовсе не препятствием для ведения научных исследований, а вызовом, который следовало принять.
Чарльз Дарвин
Чарльз Дарвин не скрывал, что его отношение к религии и познанию менялось на протяжении жизни. Ему приписывают фразу, гласящую, что, цитируем: «нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни».
В то же время сам Дарвин подчеркивал, что не атеист в общепринятом понимании, т.е. не отрицает возможность существования бога. И считал, что разработанная им теория эволюции никак не противоречит его взглядам на религию и процесс познания. Более того, Дарвин писал, что «чем больше мы познаем законы природы, тем более невероятными становятся для нас чудеса».
Нил Деграсс Тайсон
Нил Деграсс Тайсон прославился инициативой изменить классификацию планет и уйти от простого подсчета и присвоения порядкового номера. По его мнению, планеты следует группировать по общим присущим им признакам: планеты земной группы, газовые гиганты и т.д. В каком-то смысле Тайсон стал «безбожником» даже в мире науки, замахнувшись на привычные всем устои.
Неудивительно, что его часто обвиняли чуть ли не во всех смертных грехах, в том числе и в атеизме. На это Тайсон отвечал, что он ученый и думает своей головой, поэтому ему больше подходит определение «агностик», т.е. человек, который, цитируем: «готов принять доказательства, если они есть». Видимо, это относится и к доказательствам существования бога, если таковые найдутся.
А теперь подытожим основные постулаты агностицизма:
- Любое знание относительно.
- Любое утверждение может оказаться истинным.
- Любое утверждение может оказаться ложным.
Так что же все-таки такое агностицизм – путь к свободе познания или пережиток прошлого? Скорее, это путь к свободе познания и новым открытиям, если принять относительность человеческого знания не как ограничитель, а как вызов для дальнейшего движения вперед. А еще это возможность поставить под сомнение практически достаточность и окончательность любого из ранее сделанных открытий, что, в свою очередь, открывает путь к новым научным свершениям.
Что ж, теперь можете проверить себя и узнать, насколько хорошо вы разобрались в агностицизме, исходя из материала статьи:
Кстати, если вас интересует тема познания, приглашаем на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы освоите порядка двух десятков техник мышления.
Желаем вам новых знаний и впечатляющих открытий!
Знаменитые агностики прошлого
Известно, что термин «агностицизм», выражающий столь скептическое отношение к познанию внешнего мира, впервые был введен в употребление английским ученым Томасом Гексли в 1869 году, но само учение появилось гораздо раньше, еще во времена античной древности. В XVIII веке его яркими выразителями стали шотландец Дэвид Юм (1711–1776 гг., портрет приведен выше) и немец Иммануил Кант (1724–1804 гг., портрет приведен ниже).
Последний, в частности, утверждал, что поскольку об окружающем нас мире мы можем судить лишь на основании тех ощущений, которые он в нас порождает, то ни о какой объективности восприятия не может быть и речи. Логика его рассуждений сводилась к тому, что в нашем сознании картина мира – это не что иное, как продукт работы мозга, созданный на основе той информации, которую он получил от органов чувств.
Однако никто не гарантирует, что она верна, поскольку зрение, слух обоняние и пр. нередко подводят нас. Кроме того, человеческий мозг, к сожалению, является далеко не совершенным инструментом, и также может внести искажение в картину окружающей нас действительности. Проще говоря, Кант, а вместе с ним все разделявшие его точку зрения философы, отвергали реальную возможность иметь объективное суждение в вопросах, касающихся мироустройства. В этом заложено главное отличие взглядов агностиков от позиции атеистов, которые являлись их оппонентами и, яростно отрицая бытие божье, не допускали даже тени сомнения в своей правоте.
Виды атеизма
Исследователи атеистического движения классифицируют его по разным критериям.
Основные формы атеистического движения
Невыраженный и выраженный
Первый тип основывается на отсутствии религиозной веры по причине незнакомства с теизмом, то есть неосознанное неверие. Такими атеистами некоторые философы называют детей, которым родители еще не сформировали представление о Боге. А вот выраженный атеизм представляет собой осмысленное отрицание религии и лежит в основе научного определения термина.
Слабый и сильный
Оба понятия вошли в обиход сравнительно недавно. До этого философы использовали термины «негативный» и «позитивный», соответственно. Первый подразумевает обобщенное отрицание теизма, касающееся любых аспектов религии. Второй термин означает стойкое утверждение, что Бога нет, сверхъестественных сил не существует, а чудес не бывает.
Стихийный и научный
Стихийный атеизм не имеет под собой научного обоснования, а строится на субъективном восприятии реальности. Это может быть следствие логического мышления, здравого смысла, врожденного скептицизма, банального неверия или незнания о теизме. А вот второй тип базируется на естественных науках о явлениях и законах мироздания.
Нравственные предпосылки выбора
Но кроме того, непримиримая позиция атеистов часто определяется и их нравственным выбором. Как показывает жизнь, наиболее рьяными из них являются люди, некогда тесно соприкасавшиеся с религией, но по тем или иным причинам не только порвавшие с ней, но и ставшие ее противниками. Таких причин может быть много, и их рассмотрение выходит за рамки данной статьи.
Важно лишь, что эти люди, в отличие от последователей Канта и Юма, намеренно отказываются дать своим оппонентам возможность даже порассуждать о доказательстве бытия бога. Именно в этом, по сути, и заключено главное противоречие между агностиками и атеистами. В чем разница их мировоззрений, становится понятным из того, что представители одного из этих учений придерживаются материалистических взглядов, тогда как их оппоненты являются убежденными сторонниками божественного сотворения мира.
Агностик – кто это? Общее понятие термина
Агностиками называют людей, которые придерживаются агностицизма. Слово происходит от древнегреческого “”, что переводится как “непознаваемый”, “непознанный”. Люди, относящие себя к агностикам придерживаются теории невозможности познания аксиомы существования любых богов, а следовательно они не причисляют себя ни к одной из существующих вер. Отличной чертой от атеизма является то, что агностицизм не отрицает возможного существования божественных квинтэссенций.
История возникновения идеологии
Первые упоминания об агностицизме относятся к философии античности (конец VII – VI в. н. э.), где древнегреческий философ Протагор, представитель философского направления софистов, утверждал, что наше сознание относительно и субъективно. Его древнеиндийский современник поддерживал агностические взгляды на бытие и считал, что после смерти нас ждет какая-либо жизнь.
Впервые определение было дано Томасом Генри Гексли, английским зоологом, в 1869 году. Он первым официально высказал суждение о том, что не может и не собирается относить себя к какой-либо из существующих религий. По его мнению, агностик – это человек, который не отрицает существование высшей силы, но и не примет существование какого бы то ни было определенного бога. В то время как агностик не отрицает, также он и не подтверждает существование богов, считая, что первичное – неопознано, а потому неизвестно.
Идеи агностицизма получили широкое распространение среди английских естествоиспытателей в 19 веке.
Агностицизм в общем виде
Агностики отрицают существование какой-либо определенной истины, и утверждают, что окружающий нас мир нельзя познать объективно. Согласно обсуждаемой концепции, мы ничего не можем знать о божественных проявлениях, о Боге, загробной и иной жизни, ведь наши знания невозможно подтвердить свидетельствами опытной науки.
Иными словами, у нас нет неопровержимых доказательств существования божественных сил, но также нет и доказательств того, что этих сил не существует – тоже нет. Доказать наличие души научными методами не представляется возможным либо на данный момент развития человечества, либо вообще.
При всем вышесказанном, агностик может быть как верующим, так и неверующим. Для приверженцев агностической философии сама идея споров о существовании, либо не существовании высших сил является ненужной.
Чем отличается агностик от атеиста?
Периодически агностиков путают с атеистами. Переплетение этих философских течений является в корне неверным. Атеисты резко отрицают существование Бога, в то время как агностики воздерживаются от суждения. Они не знают, ведь ничто не доказано.
Атеизм не является противоборством какой-либо определенной вере: атеист одинаково скептичен по отношению к христианскому Богу и Зевсу. Аналогичным образом агностики относятся к проявлениям божества – в равной мере к Аллаху и Тору. Они не признают проявление “чудес”, если они противоречат законам природы.
Отношение между агностицизмом и другими религиями
Затронутые выше атеисты с недоверием относятся к агностикам за их “неопределенность”. Приверженцы атеизма считают, что на вопрос “Верите ли вы в Бога?” есть только два варианта ответа, в то время как агностики выбирают третий. По мнению первых, если ответом будет “нет” то вы автоматически атеист, а если “нет”, то вы верующий по обозначению.
Исключительно верующие люди считают агностиков банальными “лентяями”, которые могут перекреститься в тяжелый момент жизни, но ни за что не придут на службу в воскресенье. Учитывая, что вера основывается не только на библии, но и на личном опыте, зачастую верующие пытаются повернуть агностиков на свою сторону путем рассказов о “божественном даре” или “чуде”.
Естественным образом, верующие лучше относятся к агностикам, чем к атеистам, по причине того, что любой агностик имеет возможность найти свой путь и примкнуть к религии. Несомненным плюсом также является хотя бы теоретическая возможность существования внеземного разума.
Кто может считать себя агностиком?
Современное общество по праву может считать агностицизм “удобным”. Способны ли вы внутри себя поставить на один уровень существование души в целом как понятия, Бога, лесных нимф, Орфея и Будду? Агностик может. Для него любое верование – интересно, и он может с благоговением относиться как к Евангелию, священному писанию, так и найти что-то стоящее в законах шариата.
Возможно, но недоказуемо
В свою очередь агностики не торопятся делать столь безапелляционные заявления, хотя также не являются поклонниками сверхъестественного. В чем разница? Атеисты и агностики по-разному мотивируют свою позицию. Если первые со всей категоричностью утверждают, что бога нет, то вторые на этот ключевой вопрос вообще отказываются давать ответ. Их глубокое убеждение состоит в том, что окружающий нас мир в принципе непознаваем, а следовательно, получить единственно верный ответ относительно бытия божьего невозможно. Именно в этом принципиальное отличие агностиков и атеистов.
Мой путь в «атеизм»
До 22-х лет я считал себя атеистом.«Крестятся, в церковь ходят – фу, бред» – думал я, глядя на «верующих».
Мой атеизм отрицал религию (христианство). Я отвергал пустую набожность, которую видел. Покорность, поцелуи креста, икон и даже рук священника. Рабское положение, но не перед Великим и ещё не понятным, а перед «все так должны делать».
Я не знал лучшего способа выразить своё отношение, чем отрицание, к поведению «так принято». Меня раздражала всеобщая бездумность.
Особо сильно, меня доставало, когда заставляли съесть кусочек хлеба, который символизирует «Плоть и Кровь Христову». — Символический каннибализм! А не очищение.
Это было подростковое и поверхностное убеждение. Вывод сделал, и даже Библию не читал. В моём случае, атеизм был этапом включения «мозга», ещё пустоватого, но уже замечающего глупости.
Кто такой атеист?
Греческое слово «atheos» — атеист давно вошло в повседневную жизнь. «A» обозначает «без», а «theos» — это «Бог». Дословно атеист — «без Бога».
В древней Греции слово обозначало человека, который отказывается от Богов отрицая их существование. В современном мире, значение этого слова не изменилось.
Атеистом называют человека, который убежден, что Бога или Богов не существует. Это убеждение не касается одной определенной религии, а захватывает все существующие верования и отрицает их.
Мировоззрение атеиста отрицает не только саму сущность Богов, но и существование всего сверхъестественного. Оно получило название атеизм и основывается на том, что нет ни Бога, ни Дьявола, ни ангелов, ни бесов, ни духов и ничего мистического.
Атеизм — это не просто неверие…
Как утверждает Википедия, впервые это понятие было упомянуто в древнегреческих манускриптах V века до нашей эры. Спустя четыре столетия римский политик, философ-стоик и выдающийся оратор Цицерон взял греческое прилагательное ἄθεoς («отрицающий бога») и сделал его латинскую транслитерацию.
Так появилось слово «atheos», которое в классических источниках использовалось в значении «а/анти-теистический», то есть «отвергающий богов».
Со временем этот термин перестал быть однозначным и, в ходе усиления религиозного фундаментализма, оброс новыми смысловыми оттенками.
Таким образом, понятие атеизма могло использоваться в самых различных контекстах, а самим атеистам приписывали целый ряд негативных качеств, вплоть до разнородных феноменов:
- вольнодумство (или религиозное свободомыслие);
- ересь (это как?), язычество;
- сомнение в существовании богов и любых сверхъестественных сил;
- нечестивость, порочность;
- отсутствие моральных кодексов;
- отрицание или непризнание богов главенствующего культа;
- богоборчество, нарушающее волю Господа;
- сознательное инакомыслие как духовное сопротивление единственно правильной идеологии.
Вот насколько негативным был вектор экспрессивно-смысловой окраски этого слова! И такая тенденция сохранялась вплоть до эпохи Возрождения (это что такое?).
Это были времена подъема, когда и наука стала активно развиваться, и философия (это что такое?) начала обретать более материалистические черты, и гражданское общество переросло, наконец, свой «пубертатный период» (это что?) и вступило в фазу зрелости.
И только в разгар мировоззренческой эпохи (где-то на рубеже XVII-XVIII веков) отношение к атеизму поменялось, а чаша весов «общественного разума» склонилась в сторону рационализма (это что такое?) и беспристрастной критики религиозного миропонимания.
При этом (помимо прогрессивной части общества) в среднестатистической светской прослойке становилось все больше тех, кто осознавал, что единственным критерием и средством познания человека и окружающего мира может быть только здравый смысл. То бишь обращение к интеллекту и практическое использование разума.
История возникновения Агностицизма
Возникновение агностицизма приходится на конец XVIII века. Его идеи разрабатывались в противовес метафизической философии, которая активно исследовала мир с помощью субъективного осмысления метафизических идей, в большинстве своем не имеющих никакого объективного проявления или доказательства.
Разработкой этой теории занимались Герберт Спенсер, Гамильтон, Джордж Беркли, Давид Юм и др.
Первичные истоки агностицизма прослеживались еще в античной философии (философские взгляды Протагора, софистов, античных скептиков и т.д.). Но впервые этот термин ввел в научное обращение профессор Томас Генри Хаксли на собрании Метафизического Общества в 1876 году. Впоследствии агностицизм стал одним из направлений философской науки, которое обосновывало невозможность познания окружающей действительности посредством субъективного опыта.
Важно!
Агностицизм имеет прямое отношение к философскому скептицизму, представляющему собой обоснование идей о том, что человек неустанно познает окружающий мир, его знания об окружающей действительности расширяются, но все равно всегда будет та часть нерешенных вопросов, получить ответы на которые человек не сможет, обладая всеми своими знаниями и способностями.
Отношение к религиям
Агностицизм не означает отрицание существования Высшей силы, он лишь утверждает невозможность познать, есть или нет Бог на самом деле, объясняет нереальность получения достоверной и точной информации, истинных знаний по этому факту.
Когда человек не имеет достаточного количества доказательств существования Бога, он предпринимает попытки найти их, выдвигает гипотезы, проводит исследования, опровергая или доказывая их, но в конечном счете делает вывод о том, что доказать существование или не существование Высших сил все-таки невозможно. То же самое относится и к различным когнитивным и философским рассуждениям.
Важно!
Агностик не исповедует «агностицизм», ведь такой религии просто не существует. Агностицизм – это философское направление, учение, теория познания.
Агностицизм ведет к тому, что он и сам непознаваем, он всего лишь средство пополнения и расширения знаний, формирования мыслей, приобретения опыта.
К известным агностикам относятся:
И.Кант, Б.Рассел, Ф.Хайек, Ч.Дарвин, А.Эйнштейн, Е.Гайдар и др.