Россия, Краснодарский край, Ейск, улица Энгельса, 156
Телефон:
+7 (861) 323-07-65
Пн-пт: 08:00—17:00
whatsapp telegram vk email

Спортивная психология: цели, задачи, роль в спорте

Психология спорта играет важную роль в жизни каждого спортсмена. Когда смотришь на них по телевизору, кажется, что одержать победу не так уж и трудно, достаточно только усердно тренироваться. Однако на самом деле все гораздо сложнее. Спортсмены — такие же люди, как и мы. Они также сталкиваются с трудностями или просто плохим настроением. Поэтому не удивительно, что иногда им хочется все бросить и уйти. Психологи в этом случае оказывают колоссальную поддержку, помогая справиться с напряжением и настроиться на победу.

Определение понятия

image

Психология спорта — это наука об уже существующих и разрабатывающихся новых диагностических, терапевтических и профилактических методах работы со спортсменами, как профессиональными, так и начинающими. Ее главная задача — сформировать правильную мотивацию, а также создать подходящую эмоциональную среду для каждого отдельного человека.

Появилась спортивная психология еще в первой половине прошлого столетия. Это понятие ввел учредитель олимпийского движения Пьер де Кубертен. Однако, несмотря на ее существование, внимания психологии спорта уделялось совсем мало. И так было практически до Второй мировой войны. Все из-за того, что спорт не считался какой-то важной частью человеческой жизни. Нет, отдельные его виды, конечно, изучались. Но руководители государств не считали нужным исследовать возможности спортсменов.

После Второй мировой войны ситуация кардинально изменилась. Переживая небывалый упадок, страны пытались выделиться друг перед другом хотя бы в спортивной сфере. И уже вскоре победа на международных соревнованиях считалась небывалым достижением. Кроме того, она давала возможность государству не только заявить о себе на мировой арене, но и изменить политическое положение.

Со второй половины 20 века и по сегодняшний день в Европе и Америке ежегодно проводятся десятки семинаров, посвященных психологии спорта. Многие ведущие психологи проходят дополнительное обучение или полную переквалификацию для того, чтобы участвовать в разработке еще лучших методов тренировок.

Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания

Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований.

Спортивная деятельность весьма специфична: она существенно отличается от других видов деятельности, во-первых, целями, а во-вторых, способами их достижения.

Что включает в себя область спортивной деятельности?

Это подготовка к соревнованиям (тренировка) и участие в них, требующие от спортсменов специальных качеств, навыков, знаний и умений и предельного напряжения физических и духовных сил. Общение внутри спортивных команд или групп тоже весьма специфично, и управление ими требует специальных знаний и умений, поэтому психология спорта учитывает положения общих психологических знаний, но строится в основном на результатах собственных исследований. В ней выделяются свои разделы психологии: обучение и воспитание в спорте; физическая, техническая и тактическая подготовка спортсменов; психологические особенности личности спортсмена, тренера, руководителя спортивной команды (группы), психология спортивного коллектива, психодиагностика и спортивная психогигиена и др.

Большое значение для спортивной практики имеют разделы, в которых изучаются особенности отдельных видов спорта (психология плавания, психология пулевой стрельбы, футбола, шахмат и т.д.). Особое место в психологии спорта занимает решение проблем, существующих в соревновательной деятельности по отдельным видам спорта. Психология спорта призвана раскрывать закономерности психической деятельности спортсменов и тренеров в конкретных специфических условиях тренировок и соревнований, чтобы с помощью специальных психологических методов и средств сделать процесс подготовки и участие спортсменов в спортивной борьбе оптимальным и продуктивным.

Психология спорта —молодая отрасль научного знания, но она имеет свою историю.

1. На первом этапе развития, этапе зарождения,

психология спорта выступала в основном как познавательно-описательная дисциплина, необходимая для психологического описания спортивной деятельности. Ее отличала познавательная направленность. Вначале изучался вопрос о влиянии занятий физическими упражнениями на психические процессы человека. В дальнейшем психология спорта расширила круг исследовательской работы. В первую очередь это коснулось вопросов специфики спорта как особо трудного в психологическом отношении вида деятельности человека.

В этот период большое значение уделялось роли сознания в спортивной деятельности, характеристике спортивных двигательных навыков, особенностям познавательных, эмоциональных и волевых процессов, их роли в спорте, а также исследованиям предстартовых и стартовых психических состояний и т.д. В этот период началось и изучение специфики различных видов спорта.

Период зарождения связан в основном с двумя школами: ГЦОЛИФКа* (руководитель профессор П.А. Рудик) и ГДОИФКа** им. П.Ф.Лесгафта (руководитель профессор А. Ц. Пуни).

* ГЦОЛИФК — Государственный центральный ордена В.И.Ленина институт физической культуры, г. Москва (ныне — Российская государственная академия физической культуры).

** ГДОИФК — Государственный дважды орденоносный институт физической культуры им. П.Ф.Лесгафта, г. Ленинград (ныне — Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф.Лесгафта).

2. На втором этапе, этапе становления,

психология спорта стала приобретать профессиональную направленность как прикладная отрасль знания. Теперь возрастала роль разработки теоретических аспектов и методической основы спорта, которые необходимы в решении практических проблем. Существенно также, что на этом этапе психология спорта стала опираться, в основном, на теорию и методику спорта.

Вначале значительное внимание уделялось воспитанию и развитию волевых качеств, затем сформировалась идея психологической подготовки спортсменов, столь же необходимой, как техническая или физическая.

Разрабатывались проблемы общей психологической подготовки, совмещающей особенности технической, физической и тактической, а кроме того, и вопросы воспитания личности спортсмена и формирования спортивного коллектива. Особое место занимали исследования в области психологических особенностей «спортивной формы».

3. Для современного этапа

характерно сохранение психологии спорта как познавательно-практической дисциплины. Сохраняя прежние направления работы и учитывая существующие сегодня проблемы психологии спорта, этот этап развития психологической науки о спорте отличается тем, что в ходе исследовательской деятельности учитываются проблемы, связанные с перспективами развития спорта. Практика современного спорта, его бурное развитие обусловливают необходимость создавать новые формы, методы и средства организации спортивной деятельности и управления ею. Возросшие физические и психологические нагрузки в спорте требуют введения новых, более совершенных методов, средств и приемов психологической подготовки спортсменов.

Итак, психология спортаэто наука о человеке в сфере спорта.

Какое же место психология спорта занимает в системе наук о человеке?

Психология взаимосвязана со всеми этими группами наук и находится в центре. По аналогии можно определить место психологии и в системе спортивных наук: философские основы спорта — общетеоретическое основание для психологии спорта, социальные основы дают ему социальную ориентацию, а естественные выявляют «природную» организацию субъекта спортивной деятельности, создавая материальную основу психологии спорта.

На схеме 1 показано, какое место занимает психологическая наука в целом.

В свою очередь, все эти основы спортивной научной базы имеют обратную связь с психологией спорта: философские основы черпают соответствующий материал (психологические данные о субъекте спортивной деятельности) для философского обобщения; социальные — используют данные психологических исследований при решении социальных проблем спорта; а естественные, учитывая психологические закономерности и особенности спортивной деятельности человека, выделяют более значимые стороны человеческого организма в сфере спорта.

* См.: Кедров Б.М.

Классификация наук. — М., 1985.

Следует учитывать, что название науки — психология спорта— детерминируется двумя науками: психологической и спортивной. Именно они составляют основу психологии спорта, это ее «теоретические корни».

Как известно, спортивные науки призваны создавать сферу теоретических знаний в области спортивной деятельности человека. Они направлены на разработку основ физической, технической и тактической подготовки и деятельности спортсмена для создания оптимальных условий индивидуальной и коллективной готовности к соревнованиям и успешного выступления в них. Если говорить о психологической основе подготовки спортсменов к соревнованиям, то следует помнить, что именно психология, как наука, изучает закономерности поведения, состояния и деятельности человека в целом. Спортивная сфера деятельности не является исключением. Многочисленные научные исследования показывают, что спортивная деятельность находится в большой зависимости от психологических факторов и процессов, состояний, поведения человека: его мотивационной и эмоциональной сфер, индивидуальных способностей, темперамента и черт характера, волевых качеств и функциональных особенностей мышления, памяти, внимания и т.д.

Итак, можно сделать вывод, что психология спорта не случайно выделена как отдельная наука, призванная изучать специфический, глубоко особый вид деятельности человека — спорт.

Какая роль психологии в спорте

Спортивная психология преследует такие цели:

  1. Изучение психологического здоровья каждого отдельного спортсмена.
  2. Создание базы данных, в которой будет храниться полученная диагностическая и терапевтическая информация.
  3. Составление плана действий на основании полученных данных, а также поиск наилучших путей индивидуального или командного развития.
  4. Оказание помощи в формировании правильных психологических установок, которые помогают спортсменам бороться с трудностями в процессе тренировок.
  5. Помощь новым игрокам в адаптации.
  6. Разработка, а также последующее проведение корректирующей терапии.
  7. Повышение качества психологической культуры.
  8. Разработка методов устранения психологического напряжения перед соревнованиями и после них.
  9. Оказание при необходимости всех видов психологической помощи.

Спортивный психолог не только контролирует атмосферу в команде. Он участвует в разработке тренировок, выборе игроков для тех или иных позиций, создании игровой стратегии. При этом он старается максимально раскрыть потенциал каждого отдельного человека, принимая во внимание особенности его личности и характера.

Цели и задачи спортивного психолога

А теперь рассмотрим функции и обязанности спортивного психолога подробнее. Можно сказать, что он — семейный психотерапевт, который заботится об а и о каждом отдельном ее члене. Это «правая рука» тренера, которая участвует в психологической подготовке команды. Иногда требуется участие специалистов, которые проводят индивидуальную работу. Они помогают спортсменам, которые из-за личных трудностей и дискомфорта не могут добиться успеха.

Выделяют несколько задач, которые поставлены перед спортивным психологом:

  1. Изучение методов воздействия на психику. Специалисту нужно выяснить, какие личностные характеристики данного человека помогут ему стать победителем в выбранном виде спорта. Для этого он проводит диагностику особенностей характера, оценивает имеющиеся навыки, а также программу тренировок и даже бытовые условия. Только после этого он может сделать вывод, есть будущее у спортсмена или нет.
  2. Создание атмосферы, которая повысит общую эффективность команды. Здесь важно работать в связке с тренером. Только так получится смоделировать ситуацию, которая будет максимально приближена к настоящим соревнованиям. Анализ и оценка поведения каждого игрока поможет выбрать лучшую позицию для него, вовремя увидеть и проработать слабые моменты, а также стратегии, которые могут привести к поражению.
  3. Разработка индивидуальных тренировок. Наблюдая за спортсменами, спортивный психолог разрабатывает такие методы подготовки к соревнованиям, которые помогут справиться со стрессами и поддерживать в норме психическое здоровье.
  4. Разработка профилактических мероприятий. Они нужны для того, чтобы снизить уровень травматизма, предотвратить сильное переутомление и предупредить профессиональную деформацию личности.
  5. Выявление и последующее разрешение конфликтных ситуаций. В кризисах и конфликтах нет ничего удивительного. Они случаются в жизни каждого человека. Но спортсмены сталкиваются с ними чаще. Виноваты в этом не только чрезмерные нагрузки. Как известно, те, кто профессионально занимается спортом, рано уходят на «заслуженный отдых», они уже не так востребованы, как раньше, сложнее переживают поражения и проигрыши. Задачи психолога в этом случае: показать человеку, как гармонично сочетать личную и спортивную жизнь, научить его получать положительные эмоции не только от спорта, но и от других занятий.

Это лишь часть обязанностей спортивного психолога. При необходимости он выполняет и другие функции. Все зависит от потребностей конкретной команды.

НЕ СДАВАТЬСЯ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ: СПОРТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Ключевые слова: воля, доминанта, цель, саморегуляция, самоконтроль, спорт, эго, эмоции (emotion, self-control, self-regulation, sport, willpower)

Что говорит ВОЗ о физической активности?

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), человеку необходимо, по меньшей мере, 150 минут аэробной физической активности умеренной интенсивности в неделю. Если под умеренной физической нагрузкой понимать интенсивную ходьбу со скоростью не менее 5,5 км в час и продолжительностью не менее 40 минут за одну сессию, то для выполнения этого норматива необходимо, например, пользоваться беговой дорожкой 4 раза в неделю. Это если вам меньше 30 лет.

Тем, кому за 30 рекомендуется уделять физической активности 300 минут в неделю!

Регулярная физическая активность поможет сохранить ваше здоровье и привнесет в вашу жизнь ощущение благополучия, что в свою очередь сделает вас психически здоровым и снизит уровень вашей тревожности (Були и Флетчер, 2000; Гудвин, 2003). Поэтому, большинство медицинских реабилитационных программ включают в себя некоторые виды физической активности (Данн, Триверди, О’Нил, 2001). Малоподвижный образ жизни, напротив, связан с негативными последствиями: избыточный вес, ожирение, сахарный диабет второго типа и сердечно-сосудистые заболевания (Гамильтон, Хили, Данстан, Здерик, и Оуэн, 2008).

Исследования показывают, что 31% населения во всем мире остаются физически пассивными, а 80% подростков в возрасте 13-15 лет занимаются физическими упражнениями меньше 60 минут в день.

Проблема

Хотя большинство людей информировано о позитивном эффекте регулярных физических нагрузок и имеет намерение заниматься спортом на регулярной основе, в результате они этого не делают, т.е. существует разрыв между намерениями и реальным поведением. (Rhodes, Plotnikoff, & Courneya, 2008). Более того, большинство традиционных теоретических подходов (Айзен 1991) не может полностью объяснить этот разрыв только потому, что они фокусируются на том, как формируется намерение (Sniehotta, Presseau, & Araújo-Soares, 2014; Rebar, Loftus, & Hagger, 2015). Кроме того, поддерживать активный образ жизни на протяжении длительного времени трудно еще и потому, что человек ежедневно сталкивается со стрессовыми ситуациями.

В спорте высших достижений тоже хватает стресса. Спортсмену крайне важно контролировать импульсивные действия или сформированные на их основе поведенческие стереотипы: например, он должен регулировать уровень тревожности в крайне напряженных условиях (спортивного соревнования) для того, чтобы быть более спокойным и сфокусироваться на поставленной задаче (например, в баскетболе выполнить штрафной бросок), заставить себя упорно работать над силовыми упражнениями или придерживаться намеченного плана подготовки на протяжении длительного периода времени. Часто в тренировочном процессе спортсмен и его тренер упускают из вида, что преобладающая, тенденция автоматически реагировать в условиях высокого давления приводит к сильному возбуждению и тревожности и спортсмен «опускает руки» и пасует перед трудностями в самый ответственный момент. Вместо физической нагрузки и утвержденного плана тренировок он выбирает отдых.

Контроль доминанты цели

Одна из теорий, которая объясняет перечисленные выше трудности, предлагает Модель Самоконтроля (The Strength Model of Self-Control), основанная на доминирующем влиянии целевой установки спортсмена (Baumeister et al., 1994, 1998). Баумейстер и его коллеги определяют самоконтроль (саморегуляцию) как способность удерживать, менять или контролировать доминирующие тенденции реагирования в целях ухода от сиюминутных влечений, связанных с удовольствием, в пользу более желанной долгосрочной цели, которая принесет куда более существенные выгоды (Баумейстер, 1998).

Любой акт саморегуляции (например, регулирование эмоций, концентрация внимания) требует энергии, которую человек черпает из своих внутренних ресурсов. Эти ресурсы не безграничны, имеют разное значение у разных людей и могут истощаться.

В психологии это называется “истощение эго” — ego depletion). Эго определяет ментальные ресурсы саморегуляции, и его истощение негативно сказывается на самоконтроле в направлении достижения двигательного результата.

Отличие модели самоконтроля от модели когнитивной нагрузки

Модель самоконтроля (или доминанты цели) отличается от модели когнитивной нагрузки тем, что она отслеживает эффект переноса предыдущего события, связанного с необходимостью самоконтроля, на последующие.

Согласно теории когнитивной нагрузки, выполнение двух задач одновременно оказывает отрицательное воздействие на производительность, в то время как модель самоконтроля предполагает, что снижение производительности возникает во второй задаче после выполнения основной.

Для проверки модели самоконтроля ученые провели эксперимент: участников поделили на две группы и показали грустный видеоклип. Участникам одной группы дали задание подавлять любые свои эмоциональные реакции (то есть регулировать эмоции). В контрольной группе участники просто смотрели клип без каких-либо дополнительных указаний. Затем участникам эксперимента дали второе задание: сжимать эспандер. Это упражнение становится утомительным и болезненным через какое-то время, и нужно иметь самообладание, чтобы продолжать его выполнение. Результаты показали, что производительность была значительно ниже в условиях истощения эго. Важно понимать, что этот эффект не связан с какой-то конкретной предметной областью и предыдущая задача может требовать иной формы самоконтроля. Например, предыдущая познавательная задача будет влиять на последующую физическую.

Влияние стресса

Влияние стресса на уровень физической активности изучали Нгуен-Микаэль, Гитис и Брэй. Их исследования показали, что в условиях стресса волевой ресурс опустошается быстрее. Ресурс самоконтроля — промежуточное звено между стрессом и тренировочной дисциплиной. Мартин Гитис и Брэй предполагают, что способность придерживаться графика упражнения в течение длительного периода времени является актом самоконтроля (см. также Bandura, 2005). Результаты одного из исследований показали, что люди были менее склонны выполнять физические упражнения в те дни, которые они воспринимали как стрессовые. В соответствии с этим, более поздние модели физической активности включают также после намеренного акта саморегуляции защиту намерений от отвлекающих или заманчивых альтернатив (например, расслабиться вместо того, чтобы работать; Gollwitzer, 1999; Schwarzer, 1992; Schwarzer & Luszczynska, 2008).

Тревожность и самоконтроль

В условиях высокого давления (например, спортивные соревнования), спортсмены не всегда способны показывать лучший результат и показывать все, на что способны. Некоторые исследования показывают, что плохие результаты спортсменов связаны с высоким уровнем тревожности и невозможностью сосредоточить все внимание на текущей задаче (Behan and Wilson, 2008; Wilson et al., 2009), но есть также исследования, в которых никакого отрицательного воздействия тревоги на результаты спортсменов не обнаружили (Craft et al., 2003; Woodman and Hardy, 2003). Объяснение этим противоречивым результатам и предлагает теория самоконтроля, так как доступность ресурса саморегуляции в данный момент может определить, при каких условиях у спортсмена больше шансов достигнуть цели. Согласно Баумейстеру и Шмейхелю произвольный акт регуляции внимания, является актом саморегуляции, который может пострадать от истощения эго.

Таким образом, Модель самоконтроля предлагает возможные ответы на поставленные в названии вопросы и объясняет, почему спортсмены иногда неудачно исполняют хорошо отработанные элементы под давлением (Энглерта и Бертрамс, 2012), могут быть менее стойкими в трудных физических упражнениях (Брэй и коллеги, 2008), испытывают трудности при подавлении импульсивных действий (Макьюэн и коллеги, 2013) или не всегда придерживаются тренировочной дисциплины (Мартин Джини и Брэй, 2010).

Однако ответы на некоторые вопросы учёным ещё предстоит найти. Сколько времени нужно на возобновление волевого ресурса? Можно ли увеличить его “объем” и как?

Похожие статьи:

МЫСЛИ О СМЕРТИ МОТИВИРУЮТ СПОРТСМЕНОВ

ВСЁ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О МОТИВАЦИИ В СПОРТЕ

ДЛИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ: КАК ЗАСТАВИТЬ ЧЕЛОВЕКА ДОЛГО И УПОРНО РАБОТАТЬ

Статья написана по материалам:

  1. Chris Englert, Jan Rummel, I want to keep on exercising, but I don’t: the negative impact of momentary lack of self-control on exercise adherence. Psychology of Sport and Exercise, 2021 (26), p. 24-31.
  2. Chris Englert, The Strength Model of Self-Control in Sport and Exercise Psychology. Frontiers in Psychology, 2021 (7), p.314.

Автор перевода: Колесников Евгений Иванович

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Психология командных видов спорта

Подготовка к командной игре занимает отдельное место в работе спортивного психолога. Умение работать в связке с другими игроками, ставить общие интересы выше своих — это настоящее искусство. Но для того, чтобы овладеть им, нужно приложить массу усилий.

Для развития командного духа понадобится:

  1. Правильное воздействие на волевую направленность коллектива.
  2. Создание внутри команды здоровой атмосферы.
  3. Поэтапная подготовка спортсменов к соревнованиям.

Последний пункт рассмотрим подробнее. Для того, чтобы подготовить игроков к любому исходу событий, нужно:

  1. Оценить психологическое состояние каждого спортсмена, который будет играть в команде.
  2. Исследование психики «новичков».
  3. Составление прогноза относительно того, как игроки будут вести себя в команде.
  4. Тренировки, главная задача которых — развитие чувства принадлежности к одному коллективу, мотивации на достижение общего результата.
  5. Снятие перенапряжения, возникающего при общении и совместной деятельности с другими людьми.
  6. Помощь в адаптации перед соревнованиями, во время и после них.

В психологической подготовке должны участвовать все без исключения члены команды, тренеры и психологи. Только в таком случае она принесет ощутимые результаты.

Литература:

  1. Ильин Е.П. Психология спорта. — СПб: Питер, 2008. — 590 с.
  2. Сафонов В.К. Психология спорта как направление психологической науки // Вестник СПбГУ. Серия 6. — 2012. — Вып. 2.
  3. Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. Цветовой тест диагностики нервно-психических состояний: Методическое руководство. — 2-е изд. — СПб: ИМАТОН, 2015. — 40 с.
  4. Сафонов В.К., Филимоненко Ю.И., Суворов Г.Б. Возможности диагностики состояния спортсмена в спорте высших достижений // Психические состояния. — СПб: Питер, 2000.
  5. Чернышев А.С., Сарычев С.В. Аппаратурная методика «Арка». Диагностика малой группы в совместной деятельности: методическое руководство. — СПб: ИМАТОН, 2021. — 50 с.
  6. Мороз М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека. Рекомендации по допуску к работе: методическое руководство. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб: ИМАТОН, 2021. — 64 с.

Особенности формирования психологии победителя

Из всех вышеописанных задач спортивной психологии одну стоит выделить отдельно — развитие у спортсмена психологии победителя. Все люди разные. Это факт. Поэтому те методы, которые работают с одним человеком, могут оказаться совсем неэффективными при работе с другим. В этом и состоит главная сложность выбора способа психологической регуляции.

Для того, чтобы мотивировать спортсменов на победу, психологи проводят специальные тренинги. Чаще всего они состоят из трех частей:

  1. Основная. Специалист создает для игрока условия соревнований в повседневной жизни.
  2. Установочная. Проводится непосредственно во время самых серьезных тренировок.
  3. Предсоревновательная. Эту часть психолог проводит перед соревнованием.

На каждом из этих этапов применяется визуализация и вербальные установки. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Результат и в том, и в другом случае один — спортсмены настроены на победу.

Современная психология спорта

Бешеный жизненный ритм оставляет свой отпечаток абсолютно на всех живущих на планете людях. Что уж говорить о спортсменах, у которых к эмоциональным нагрузкам добавляются физические? И эти нагрузки постоянно растут, из-за чего снизить воздействие стресса крайне сложно. В результате развиваются серьезные нарушения в виде повышенной тревожности, демотивации т.д.

Задача тренера и спортивного психолога в такой ситуации — минимизировать все проявления дискомфорта. Здесь важно сотрудничать и правильно распределять обязанности. Тренер, используя личный и профессиональный опыт, направляет спортсменов, а психолог выявляет и устраняет все негативные факторы, которые могут возникнуть в процессе тренировок.

Ссылка на основную публикацию
Похожее