Полезные статьи
Инсульт представляет собой быстро развивающуюся дисфункцию центральной нервной системы, причиной которой может являться кровоизлияние (геморрагическая форма), а также спазм или закупорка церебральных сосудов (ишемическая разновидность). Восстановление после инсульта правой стороны – это достаточно длительный процесс. Пациентам настоятельно рекомендуется проходить реабилитацию в специализированных центрах под контролем квалифицированных врачей.
Причины развития правостороннего инсульта
Наиболее распространенными причинами развития правосторонних геморрагических инсультов становятся атеросклеротические изменения в церебральных сосудах правого полушария, а также существенное повышение артериального давления (в частности – на фоне гипертонической болезни). Резкий скачок АД при патологических изменениях в сосудистой стенке приводит к разрыву сосуда. Правосторонний ишемический инсульт, как правило, развивается вследствие закупорки сосуда и нарушения кровоснабжения отдельного участка мозга.
Положительные эффекты нейрогимнастики
- улучшение восприятия и запоминания новой информации;
- улучшение состояния нервной системы;
- развитие мелкой моторики, памяти, внимания, речи;
- раскрытие скрытых способностей мозга;
- синхронизация работы правого и левого полушарий головного мозга.
Согласно подсчетам, лишь 10% населения планеты задействуют правое «творческое» полушарие мозга наравне с левым «логическим». Но также доказано, что максимального умственного развития можно достичь только при скоординированной работе сразу двух полушарий. Если вы хотите вырастить своего ребенка умным и самодостаточным, приложите все усилия для гармоничного развития его мозга.
Специфика правосторонних инсультов
При локализации патологического очага в правом полушарии поражается противоположная (левая) сторона тела. Тонус мускулатуры изменяется по спастическому типу, страдают все виды чувствительности, появляются мышечные контрактуры. При развитии инсульта пациент в большинстве случаев теряет сознание на относительно короткое время. При значительных размерах очага поражения не исключена «мозговая кома».
Характерными общемозговыми проявлениями также являются:
- выраженное головокружение;
- интенсивная головная боль;
- шаткость походки или падения, обусловленные нарушениями координации движения.
Для геморрагической формы характерны центральный болевой синдром, стойкие нарушения сна и снижение остроты зрения на левый глаз (в тяжелых случаях возможна слепота). Кроме того, пациенту трудно глотать. Важнейшей проблемой является паралич и развивающиеся на его фоне контрактуры мышц и артропатии (патологии суставов). Продолжительное неподвижное положение при параличе становится причиной появления пролежней. Восстановление после инсульта правой стороны в таких случаях нужно начинать как можно раньше. Ишемическая форма характеризуется достаточно медленным развитием. Процесс реабилитации нередко замедляется, поскольку у многих больных появляются нарушения в эмоционально-волевой области, и они не замечают того, что левая сторона парализована.
К числу вероятных осложнений ишемической формы (инфаркта мозга) относятся:
- гидроцефалия вследствие отека мозга;
- повторный инсульт;
- трансформация ишемической формы в геморрагическую;
- нарушения функции тазовых органов.
Функции левого полушария
Полушария мозга взаимосвязаны с остальными частями центральной нервной системы, поэтому функционируют совместно с подкорковыми структурами.
Если одна из гемисфер будет повреждена, то частично ее функции может взять другая. Это свидетельствует о сопряженном обеспечении работы движений, высшей нервной деятельности, чувствительности, органов чувств.
В коре имеется сразу несколько зон, которые отвечают за выполнение конкретных функций. Эти зоны работают только сообща. К примеру, если человек хочет о чем-то сказать, то он думает, анализирует, просчитывает, а потом только говорит. В процессе общения люди выражают эмоции: печалятся, радуются, тревожатся, смеются и т. д., жестикулируют, задействовав для этого лицевые мышцы и руки. Подобная работа обеспечивается общим функционированием:
- нескольких зон коры;
- подкорковыми ядрами;
- спинальными и черепными нервами.
На данный момент головной мозг человека изучен мировой наукой менее чем на 50%, но процесс беспрерывно продолжается.
Лечение и реабилитация больных
Важно: Быстрая госпитализация пострадавшего обеспечивает благоприятный прогноз.
При правостороннем инсульте восстановление возможно в полном объеме при ранней диагностике патологии, а также своевременно начатой адекватной комплексной терапии. Если пациент вовремя доставлен в стационар, и ему оказана квалифицированная помощь, процесс реабилитации протекает быстрее, а последствия могут быть минимальными. Парализация в этом случае сравнительно легко подвергается коррекции. Дефекты речи при раннем лечении выражены менее ярко.
Врачебная тактика напрямую зависит от формы инсульта. Если имеет место ишемия, первоочередной задачей является поддержание жизненно важных функций и параллельно проводимая ликвидация спазма или закупорки сосуда правого полушария. При тромбозе обязательно вводятся тромболитические средства и препараты, способствующие усилению циркуляции крови в полушариях мозга. Геморрагическая разновидность требует скорейшего удаления гематом и сгустков крови, поскольку они оказывают давление на мозговые ткани. После этого осуществляется симптоматическое лечение, направленное на скорейшее устранение последствий кровоизлияния.
Восстановление после инсульта правой стороны можно разделить на три основных периода:
- ранний восстановительный (0-6 мес. после инсульта);
- поздний восстановительный (6-12 мес.);
- резидуальный (от 12 месяцев и позже).
Поскольку при инсульте правой стороны часто развиваются депрессии, пострадавшим в восстановительном периоде требуется помощь квалифицированного психотерапевта. Он может индивидуально подобрать препараты из группы антидепрессантов, характеризующиеся сравнительно слабым седативным эффектом (например – Флуоксетин или Имипрамин). Желательно, чтобы пациент проходил реабилитацию в специализированном центре. Постоянный контроль его состояния позволяет своевременно вносить необходимые коррективы в терапевтическую тактику. Улучшить общее самочувствие и нормализовать сон помогают физиотерапевтические процедуры.
Пациенты зачастую проявляют пассивность в отношении мер по восстановлению после инсульта правой стороны.
Если имеют место когнитивные нарушения, больному показаны следующие препараты:
- Ноотропил;
- Церебролизин;
- Глиатилин.
Процесс восстановления подразумевает двигательную реабилитацию и устранение речевых дефектов. Борьба с частичной парализацией требует применения специально разработанного комплекса лечебной физкультуры, в который входят как пассивные, так и активные упражнения. Как правило, наиболее проблематичным является возвращение прежней двигательной активности левой руке. Пострадавшую конечность целесообразно максимально активно задействовать при выполнении домашних дел и самообслуживании. При этом требуется дозированная физическая нагрузка на протяжении 4-5 часов в день. С дефектами речи можно справиться только с помощью квалифицированного врача-логопеда.
Текст проверен врачами-экспертами: Заведующей социально-психологической службы МЦ «Алкоклиник», психологом Барановой Ю.П., врачом психиатром-наркологом Серовой Л.А.
НЕ НАШЛИ ОТВЕТ?
Проконсультируйтесь со специалистом
Или позвоните:+7 (495) 798-30-80
Звоните! Работаем круглосуточно!
Развиваем правое полушарие мозга
Мозг человека состоит из правого и левого полушария. Полушария получают информацию зеркально, а значит левое полушарие обрабатывает информацию от правой стороны нашего тела, а правое полушарие от левой. Поэтому принято считать, что у правши более развито левое полушарие, а у левши — правое. Левое полушарие отвечает за логику, аналитические способности к обработке информации, в то время как правое отвечает за фантазию и творчество. Доказательство тому Рубенс, да Винчи, Микеланджело, Александр Пушкин, Лев Толстой, Ганс Христиан Андерсен и многие другие знаменитые левши. Ученые выяснили, что правое полушарие лидирует у детей с рождения. Современные школы устроены таким способом, что левое полушарие перетягивает все внимание на себя, постепенно подавляя своего соседа — правое полушарие. Какое из полушарий у человека является доминирующим — видно сразу. Это сказывается на его личностных свойствах: левополушарных тянет в науку, правополушарных в творчество и искусство.
Интересный факт: Ученые выяснили, что использование левой руки в качестве ведущей связано с особенностью работы мозга. При движении ведущей руки у правши работает левое полушарие, в то время как у левши — оба полушария.
Зачем развивать правое полушарие.
В основном правое полушарие отвечает за фантазию, интуицию, способность смотреть на ситуацию с разных сторон, видеть полную картину мира. Помимо этого правое полушарие имеет свой набор функций, без которого человеку не обойтись: пространственное мышление, музыкальность, мечты, художественные способности, развитие когнитивных функций. При гармоничном развитии обоих полушарий мозга ребенок растет уверенным, творческим, разносторонне развитым.
Как развивать правое полушарие.
Развивать мозг можно так же, как и тело: при помощи зарядки и гимнастики. Дети все познают в игре, поэтому существует множество игровых упражнений на развитие правого полушария. 1. Колечко: По очереди, постепенно увеличивая скорость, перебирайте пальцы на левой руке, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Вначале соединяете большой — указательный, затем большой — средний, большой — безымянный и наконец большой — мизинец. Затем начинаете в обратном порядке. Усложнить упражнение можно перебирая и соединяя пальцы на обеих руках одновременно. 2. Игра Капитан: Правую руку прикладываем “козырьком” к бровям, левой рукой показываем знак “Класс”, затем меняем руки. Со временем усложняем задание, добавляя хлопок ладоней между сменой рук. 3. Упражнение кулак — ладонь — ребро: Поочередно ребенок выполняет 3 движения: 1 — сжимает ладонь в кулак, 2 — ставит ребром на стол, 3 — кладет руку ладонью вниз. В начале упражнение делается правой рукой, затем левой, потом обеими одновременно. 4. Скорая помощь: Для игры понадобится лист бумаги с написанным на нем алфавитом. Под буквами алфавита по очереди пишем Л П В, чередуя. Например, А — под ней пишем Л, Б — под ней П, В — под ней В, Г — под ней снова Л и тд. Буквы Л П В обозначают действия: Л — поднять левую руку, П — поднять правую руку, В — поднять обе руки. Верхняя буква алфавита проговаривается, нижняя обозначает действие: ребенок говорит А — поднимает левую руку и опускает, говорит Б — поднимает правую и тд. Выполняем упражнение от первой буквы до последней, и начинаем в обратном порядке. Со временем скорость выполнения упражнения увеличивается. 5. Для детей-правшей старшего возраста распечатайте прописи и раскраски, попросив ребенка использовать левую руку в процессе закрашивания и письма.
Правополушарное рисование
Правополушарное рисование — метод рисования для развития правого полушария. В 1979 году доктор наук Бетти Эдвардс разработала метод правополушарного рисования. Работа правого полушария получила название “П — режим”, левого полушария “Л — режим”. Правополушарное рисование — работа в П — режиме, где левое полушарие осознанно подавляется. 1. “Перевернутый рисунок” — один из приемов правополушарного рисования. Суть упражнения: распечатайте контурный рисунок, как в раскраске, и переверните его. Предложите ребенку перенести контуры на другой лист бумаги, копируя каждую черточку, а не целиковый образ с деталями. 2. “Зеркальный рисунок” — метод, при котором ребенок может нарисовать один рисунок двумя руками одновременно. Применяется 2 способами: 1. ребенок обводит рисунок двумя руками одновременно 2. самостоятельно рисует, также обеими руками одновременно. Метод самостоятельного рисования двумя руками одновременно сложнее, поэтому рекомендуется начинать с первого. Способ помогает школьнику в развитии чувства симметрии, применяется в арт-терапии — снимает чувство тревоги.
Правое полушарие отвечает за речь, ассоциации, метафоричность. Если у ребенка от природы лидирует левое полушарие, а это правши, то развитие правого полушария пригодится для школы — драмкружки, школьные сочинения, уроки литературы, рисование, а также в целом для развития гармоничной личности.