Россия, Краснодарский край, Ейск, улица Энгельса, 156
Телефон:
+7 (861) 323-07-65
Пн-пт: 08:00—17:00
whatsapp telegram vk email

Социализации личности в различных теоретических перспективах

Процесс социализации: что это?

Этапы социализации совпадают с возрастными характеристиками и особенностями человека. Сегодня исследователи выделяют два ключевых этапа социализации:

  • Первичная социализация индивида;
  • Вторичная социализация индивида.

Первичная социализация индивида связана с приобретением самых элементарных, первоначальных знаний о культуре и окружающем мире. Индивид осваивает начальные представления о мире, а также о характере его взаимоотношений с другими людьми. В особой степени важным периодом первичной социализации индивида является подростковый возраст. Человек в этом возрасте особо конфликтен, и с этим связана активность человека, возможности и способности ребенка, которые превышают предписанные рамки поведения.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Что касается вторичной социализации, то она протекает в условиях нескольких аспектов жизни человека. Во-первых, это его профессиональная социализация. Она напрямую связана с овладением специальными навыками и знаниями, которые необходимы индивиду для трудоустройства и организации своей карьеры. Также очень важно приобщение к определенному типу субкультуры, при которой индивид приобретает новый культурный опыт, начинает воспринимать нормы и ценностную систему совершенно иного порядка. Благодаря этому профессиональная социализация расширяет контакты индивида, помогая ему примерять как можно большее количество социальных ролей.

Во-вторых, упомянем о включении индивида в систему общественного разделения труда как о втором уровне вторичной социализации. Уровень предполагает адаптацию в профессиональных кругах, а также реализацию себя в иных социальных институтах, например, в институте семьи. Скорость социальных изменений в современных обществах может привести к тому, что возникает необходимость так называемой ресоциализации. Человеку приходится полностью менять свою картину мира, отказываться от своего мировоззрения, усваивать новые знания и ценности вместо тех, что уже приелись, устарели.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Средства социализации 400 ₽ Реферат Средства социализации 230 ₽ Контрольная работа Средства социализации 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Последний этап социализации – пенсионный возраст. Здесь индивид теряет свои профессиональные навыки, он более не может быть так активен в трудовой или любой другой деятельности. Усложняется и его переобучаемость. Период характерен изменениями в образе жизни и мышлении человека.

Средства и агенты социализации.

Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознавае­мое усвоение норм социального поведения, обязательных в про­цессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В дан­ном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроиз­вольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматри­вает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представ­лять собой внутренний диалог нескольких видов: между различ­ными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменять­ся в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации мож­но отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение про­исходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереоти­пов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Кроме того, эффективность традиционного меха­низма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостре­бованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия че­ловека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализую­щими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клуб­ные и другие структуры, а также средства массовой коммуника­ции). В процессе взаимодействия человека с различными институ­тами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведе­ния, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения соци­альных норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции оп­ределенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуаль­ными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках оп­ределенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде пони­мается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или опреде­ленного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной воз­растной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, по­скольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в про­цессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межлично­стного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значи­мыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположно­го пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодей­ствует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями воз­растной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значи­мыми лицами в группах и организациях может оказывать на чело­века влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять меж­личностный механизм социализации как специфический.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в усло­виях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть тради­ционный механизм. В условиях крупного города особо явно дейст­вуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различ­ную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто являет­ся стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.

4.Мегафакторы социализации: планета, мир, космос.

Космос. Космос и проблема его влияния на жизнь лю­дей на планете Земля привлекали внимание уже мыслителей древ­ности. И хотя по сей день большая часть представителей естественных наук скептиче­ски относится к идее о зависимости человеческой жизни от кос­мических влияний, на протяжении истории постоянно возникали различные учения и теории, авторы и последователи которых усматривали в космосе источник мощного влияния на жизнь че­ловеческого общества и отдельного человека.

Так, в первой трети XX в. выдающиеся русские ученые психиатр В.М. Бехтерев, геофизик П.П. Лазарев, биофизик А.Л. Чижевский отмечали зависимость отношений в социальной среде от количест­ва притекающей к нам мировой энергии. А.Л. Чижев­ский выявил, что эпохи концентраций исторических событий (та­ких, как открытие Америки, революций в Англии, Франции и Рос­сии и др.) совпадают с эпохами максимумов солнцедеятельности. Столь же явную зависимость он обнаружил и в жизни выдающихся исторических деятелей.

Представляется вполне вероятным, что накопление новых зна­ний позволит содержательно охарактеризовать космос как мегафактор социализации. Возможно, что в отдаленной перспективе выявятся зависимости характера и жизненного пути человека от неких космических влияний, что может стать одной из естественных основ индивидуального подхода в воспитании человека.

Планета — понятие астрономическое, обозна­чающее небесное тело, по форме близкое к ша­ру, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. На одной из крупных планет — Земле — в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей.

Мир — понятие в данном случае социолого-политологическое, обо­значающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете.

Планета и мир органично взаимосвязаны и взаимозависимы. Мир возник и развивался в природно-климатических условиях, отличающих планету Земля от других планет. В процессе своего развития мир оказывал влияние на состояние планеты. Это влия­ние стало наиболее очевидным в XX столетии, породив так назы­ваемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические (загрязнение окружающей среды и др.), экономи­ческие (увеличение разрыва в уровне развития стран и конти­нентов), демографические (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политические (рост числа и опасности региональных конфлик­тов, распространение ядерного оружия, политическая нестабиль­ность).

Все эти и другие проблемы и процессы прямо и опосредованно влияют на социализацию подрастающих поколений.

Так, осознание человечеством в 50-е гг. XX в. как глобальной проблемы атомной угрозы жизни на Земле — пример прямого влияния глобальных проблем на социализацию. Это осознание сыграло большую роль в том, что значительная часть подростков и юношей в развитых странах стала ориентироваться не на жиз­ненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потреб­ности, желания, стремления, на ценность жизни «здесь и теперь» (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Аналогич­ное влияние оказали и экологические проблемы на поколения 80-90-х гг.

Опосредствованное влияние глобальных процессов и про­блем на социализацию подрастающих поколений проявляется в различных аспектах. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни всего населения земного шара. Глобальные экономические и политические процессы определя­ют условия жизни людей в той или иной стране, влияя на рас­пределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления.

Развитие средств массовой коммуникации привело к тому, что планета и мир могут прямо влиять на процесс социализации, ибо СМК позволяют человеку «не сходя с места» видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым «раздвинулись» границы действительности. Планы, мечты детей, подрост­ков, юношей в модернизированных обществах стали формировать­ся, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными.

⇐ Предыдущая2Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Формы прохождения социализации личности 1704

Интерес к феномену социализации личности по известным причинам значительно возрос в середине прошлого века. Понятие социализации является предельно широким и включает, на наш взгляд, процессы и результаты становления, формирования и развития (на протяжении всей жизни) личности. Социализация — это процесс и результат диалектического взаимодействия личности и общества, вхождение, «внедрение» индивида в общественные структуры посредством выработки социально необходимых качеств.

Основными формами социализации личности являются интериоризация и социальная адаптация. Интериоризацию следует понимать как процесс заимствования из внешней среды определенных сведений, разного рода информации и их усвоение в качестве знаний, умений, норм, образцов поведения, ценностей. Процесс ресоциализации личности можно рассматривать как разновидность интериоризации (вынужденную интериоризацию во взрослой жизни).

Гораздо большую трудность, на наш взгляд, представляет анализ явления, нашедшего свое отражение в понятии адаптации личности.

Смысл, в котором понятие адаптации употребляется в современной литературе, ведет свое начало от латинского значения этого слова — приспособлять, прилаживать, устраивать. Различные исследователи используют данное понятие с теми или иными смысловыми оттенками, под углом зрения определенной науки, занимая при этом различные мировоззренческие позиции.

Необихевиорист Г. Айзенк и его сотрудники адаптацию определяют следующим образом: 1) состояние, о котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды, с другой, полностью удовлетворены, т. е. состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; 2) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. Однако, как нам кажется, состояние адаптации можно описать только в общих теоретических понятиях, ибо на практике достижима лишь относительная адаптация в смысле оптимального удовлетворения индивидуальных потребностей и ненарушенных отношений со средой [8, с. 25].

Больший для нас интерес представляет интеракционистское определение адаптации личности. Так, Л. Филипс полагает, что все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами. Адаптацию, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества, они называют «эффективной адаптацией личности». По мере взросления все более сложными становятся ожидания, которые предъявляются к социализируемой личности. Малыша защищают от всех опасностей, удовлетворяют все его потребности, опекают, по мере же роста и становления его личности старшие все меньше и меньше занимаются им, предъявляя вместе с тем всё более сложные требования. Предполагается, что личность должна перейти от состояния полной зависимости к независимости и принятию ответственности за благополучие других.

По Л. Филипсу, адаптированность — это:

  1. принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом, например посещение школы и овладение учебными предметами или установление дружеских отношений со сверстниками. Автор этой статьи расценивает такую адаптированность выражением конформности к тем требованиям (нормам), которое общество предъявляет к поведению личности;
  2. гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей и стремлений. Это может наблюдаться в любой области деятельности. Адаптивному поведению присущи успешное принятие решений, инициатива, определение собственного будущего [9].

Первое значение понятия адаптации, согласно Л. Филипсу, достаточно близко по содержанию понятию социализации, в том смысле, что личность принимает (во всяком случае, внешне) нормы, требования, которые предлагает общество. Второе значение представляет значительный интерес в связи с тем, что здесь содержится идея активности личности, целеустремленного и преобразующего характера ее активности. Личность, таким образом адаптированная, не уклоняется, не бежит от трудностей, проблем, а преобразует эти ситуации, использует их для осуществления своих целей, стремлений, не особенно ожидая помощи и советов от других.

Представители данного направления социальной психологии различают адаптацию (adaptation) и приспособление (adjustment). В частности, Т. Шибутани отмечает, что каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации (adaptation). В отличие от понятия «приспособление» (adjustment), которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций, адаптация относится к более стабильным решениям — хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений [5, с.78]. Автор проводит продуктивную идею о том, что следует провести различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям.

В отечественной литературе по исследуемой проблеме не сложилось однозначного определения понятия «адаптация» («социальная адаптация»). Повышение интереса к разработке теории адаптации применительно к социальной среде прослеживается с 60-х гг. XX в. [6; 7]. Авторы коллективной монографии «Философские проблемы теории адаптации» (1975) А. Б. Георгиевский, В. П. Петленко, А. В. Сахно, Г. И. Царегородцев отмечают, что для большинства авторов социальная адаптация в обобщенном виде выступает лишь как взаимодействие между «общественным субъектом» (личность, группа) и «социальным объектом» — условиями его общественного существования. При этом указываются следующие направления, по которым должно идти изучение «социальной адаптации»: во-первых, в плане исследования профессиональной адаптации (адаптация к производственно-техническим факторам среды); во-вторых, в плане приспособления человека к личностной среде предприятия, к производственному коллективу, его официальной и неофициальной структуре на различных уровнях — от первичного коллектива (среди ближайшего окружения) до основного коллектива (предприятия в целом), а также к окружающему внепроизводственному коллективу; в-третьих, в плане приспособления человека к условиям внешней среды путем создания жилищ, одежды, различных технических сооружений и т. п.

Неоднозначный характер понимания сущности социальной адаптации в какой-то мере объясняется многообразием ее форм, механизмов и носителей, пишут авторы [4, с. 233—234].

Согласно Д. В. Ольшанскому (Философский энциклопедический словарь, 1989), социальная адаптация — вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации — согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта.

Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды). Среда воздействует на личность или на группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность или группа активно воздействует на среду. Отсюда — адаптивная и одновременно адаптирующая активность личности или группы. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социализации личности, становится основой ее поведения и деятельности. Важнейшая роль при этом принадлежит социальному контролю [2, с. 12]. Таким образом, ясно, что важнейшим признаком социальной адаптации правомочно считать адаптивную и одновременно адаптирующую активность личности или группы. Можно согласиться с автором и в том, что адаптацию следует расценивать и как механизм социализации личности.

П. С. Карако в «Новейшем философском словаре» (1998) отмечает, что в процессе социальной адаптации устанавливаются соотношения, которые обеспечивают развитие как личности и социальной группы, так и среды (микросреды). При этом социальная адаптация охватывает биологическую, психическую и социальную сферы бытия человека [1, с. 9]. Только, видимо, диапазон возможностей развития для личности или социальной группы, с одной стороны, и среды (очевидно, под средой автор понимает общество или какую-либо его подсистему), с другой, не всегда можно уловить.

Интериоризация и адаптация личности суть две стороны единого процесса социализации, поэтому выработка определения адаптации личности возможна лишь в органической связи с понятием интериоризации. В то же время более глубокое понимание феномена социализации может быть достигнуто только в ходе рассмотрения взаимосвязи адаптации личности и ее интериоризации. В конечном счете усвоение знаний, навыков, норм, принятие ценностей имеет адаптивное значение. В процессе социализации, преодолевая проблемные ситуации, личность адаптируется к имеющимся условиям среды, не только репродуктивно используя приобретенный социальный опыт, но и открывая новые способы поведения и решения проблем. Социализация как феномен, очевидно, имеет следующие «фазы». (Следует, правда, оговориться, что выделение это лишь условно, достаточно схематично, сделано только для более полного рассмотрения исследуемого нами социального феномена. «Фазы», что представляется вполне ясным, не следуют строго одна за одной, подобно фазам в их классическом понимании (например, в физике), а существуют практически в одно и то же время и образуют органическое взаимодействие.) Начальная «фаза» — социализирующее воздействие общества, оно, разумеется, ощущается человеком на протяжении всей его жизни, и собственно социализация личности, которая включает подфазы (если, конечно, так можно выразиться) интериоризации (личность знакомится с предложенным, выборочно запоминает и начинает усваивать что-либо, эмоционально переживает и осмысливает) и адаптации (личность преобразует, «подгоняет» под себя имеющийся в ее распоряжении культурный опыт и использует его в своих целях — вливается, «вживается» в группу, коллектив, «находит свое место под солнцем»).

В то же время правомерно сказать, что социализация протекает в двух основных формах — интериоризации и адаптации личности. Эти формы теснейшим образом переплетаются друг с другом, одна не может существовать без другой, разграничение допускается лишь для более глубокого понимания процесса и результата, форм проявления социализации личности. Вместе с тем адаптация личности — явление многогранное, поэтому и отражающее его понятие многозначно, на что мы сейчас и попытаемся указать.

Адаптация личности может иметь как конформистский, так и неконформистский творческий характер.

Первый вариант подчас приводит к формированию таких; черт личности, которые создают препятствия на пути ее успешной социализации.

Адаптированность личности в группе можно рассматривать как такое ее состояние, которое позволяет ей проявлять свои возможности, убедиться в собственной значимости достигать поставленных целей, поддерживать других в трудный момент. В некоторых типах групп, например в преступных сообществах, главным условием успешной адаптации является отказ от общечеловеческих ценностей, в то же время члены этих групп вынуждены придерживаться определенных, специфических норм.

В действительности личность одновременно выступает членом нескольких групп, в каких-то группах она может достичь высокой степени адаптации, в других такая ситуация может и не иметь места. К примеру, при успешной адаптации в приятельской компании индивид может быть гонимым в школьном классе.

Эталонными (референтными) группами исследователи считают те малые или большие группы, установки, нормы, ценности, Ориентиры которых не только учитываются индивидом при планировании своей деятельности, но даже становятся своеобразным образцом, эталоном и мотивом его поведения. Человек осознанно начинает считать себя членом данной группы, руководствуется ее ценностями, пытается в своей деятельности осуществить и ее цели. Группа, являющаяся для личности референтной, становится для нее существенным фактором саморегуляции, немаловажным средством ее социализации. А группа, в деятельности которой индивид вынужден принимать участие и с которой он оказывается не в ладах, не обязательно окажется для него референтной, т. е. не обязательно индивид будет ориентироваться на нормы, установки и ценности этой вроде бы близкой в силу тех или иных обстоятельств ему группы.

Творческая деятельность личности, в которой она создает что-то новое, осуществляет нововведения в те или иные области, является результатом социализации личностей, в основном одаренных. Человек ощущает потребность в творчестве, самовыражении, для чего необходимы определенные условия. И часто встречается следующая ситуация: продукты новаторской деятельности личности имеют позитивное значение для общества, однако малая организация, в которой она находится, всеми способами гасит инициативу личности, ограничивает ее активность, ставит препоны на пути внедрения в практику ее разработок. С позиций общества в целом активность личности является адаптивной и конструктивной, с позиции же группы — девиантной и дезадаптивной («сиди и не высовывайся»), поскольку эта активность может, к примеру, навредить существованию группы. Т. Шибутани заметил, что «приспособление не обязательно означает пассивную капитуляцию перед внешними обстоятельствами; люди часто активно приспосабливаются к среде, изменяя ее и создавая условия, в которых впоследствии они могут более эффективно преследовать другие цели» [5, с. 63]. Творческая адаптация, таким образом, осуществляясь путем изменения ситуации, открывает возможности для новой целенаправленной деятельности, стало быть, для продолжения успешной социализации и саморазвития личности.

Говоря о преступном поведении, надо подчеркнуть, что оно является девиантным и дезадаптивным для общества в целом, но естественным, адаптивным с позиции той группы, которая требует от своих членов именно такого поведения.

Рассматривая социализацию личности и ее формы как внутриличностный процесс, следует подчеркнуть, что она осуществляется в социальных процессах взаимодействия таких типов, как «индивид — индивид», «индивид — группа», «индивид — общество». Что касается числа взаимодействующих индивидов, то П. Сорокин, например, выделяет по этому признаку следующие типы взаимодействия:

  • между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два друга);
  • между тремя индивидами (отец, мать и ребенок; муж, жена и любовник);
  • между четырьмя, пятью и более индивидами;
  • между одним индивидом и многими другими (между артистом или оратором и его слушателями); между многими и многими (между членами неорганизованной толпы) [3, с. 194].

Поэтому социализирующийся индивид для своего удобства сначала, скажем так, «примеривается» к источнику воздействия. Социализация включает в себя множество адаптивных, дезадаптивных, смешанных — комплексных действий и процессов, механизмов, благодаря чему личность оказывается адаптированной в одной группе и дезадаптированной в другой.

Известно, что адаптивные процессы могут иметь характер соперничества и сотрудничества. Разновидностью соперничества выступает конфликт, каждая из сторон которого стремится к тому, чтобы цели оппонента не осуществились, а в крайнем случае даже желает ликвидировать влияние ценностей противника, а иногда и его самого. И соперничество, и сотрудничество прежде всего характеризуются познавательными процессами — личность воспринимает и так или иначе интерпретирует для себя ситуацию, запоминает новые правила поведения. Все это свидетельствует в пользу того, что адаптацию личности можно рассматривать как форму ее социализации. В процессе адаптации, кроме того, немалую роль может играть переориентация личности, т. е. выработка таких оценок и такого понимания ситуации, которые не противоречат ценностям и ценностным ориентациям новой группы.

Адаптироваться в какой-либо социальной среде означает в первую очередь успешно наладить отношения общения с членами своей группы. Для общения с людьми разных категорий необходимо обладать специфическими социальными знаниями и навыками, которые приобретаются в процессе социализации в различных социальных группах и в процессе выполнения определенных ролей. Социальные проблемные ситуации в жизнедеятельности людей появляются по разным причинам. Человек может встречаться с представителями таких возрастных, профессиональных и других групп, для общения с которыми у него нет ни знаний, ни навыков. В силу того, что умения и навыки связаны со способностями индивида (выступают как актуализация способностей и склонностей), может оказаться, что он не в состоянии нормально общаться с некоторыми категориями людей и встреча с ними (и, тем более, совместная деятельность) становится для человека проблемой. Адаптация личности в группе также бывает для нее затруднительной, если она ошибочно наделяет членов группы несвойственными им чертами (не хватило знаний, опыта, рассудительности, проницательности) и начинает действовать в соответствии со своими взглядами, недооценивая или переоценивая этих людей. В ходе же продолжительной адаптации к определенному виду деятельности (к которому не расположен человек) может происходить изменение личностных характеристик, обусловленное особенностями структуры того или иного вида деятельности. В случае отсутствия целенаправленного удовлетворительного овладения приемами взаимодействия субъекта деятельности с другими элементами данной системы (например, условиями трудовой деятельности и ее содержанием, орудиями труда) процесс адаптации нередко проходит спонтанно, стихийно и может привести к появлению негативных для организма и внутреннего мира личности образований, затрудняющих дальнейшую нормальную социализацию.

В заключение следует подчеркнуть, что роль социализации в формировании личности трудно переоценить, социализация, по сути, единственный путь формирования и развития личности. Выделенные нами формы (интериоризация и социальная адаптация) могут быть представлены лишь условно, в действительности они тесно переплетены, взаимосвязаны, образуют неразрывное, неделимое единство. Кроме того, надо понимать, что понятие адаптации многозначно и может рассматриваться, так же как и результат социализации личности, как ее адаптированность к тем или иным общественным или внутригрупповым условиям.

Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Гиддингс (понимал социализацию как развитие социальной природы или характера индивида), использовавший его в 1887 г. в книге «Теория социализации».

Впервые упоминание о социализации встречается в XVII в. как переход земли из частной собственности в общественное достояние.

К сер. XX в. социализация (от лат. socialis — общественный) превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследования. Сегодня проблема социализации или ее отдельные аспекты изучается психологией (механизмы деятельности и освоения нового опыта, в том числе на разных стадиях жизненного цикла), социальной психологией (социализирующие функции непосредственного окружения и межличностных отношений), социологией (соотношение процессов и институтов социализация в макросистеме), историей и этнографией (сравнительно-историческое изучение, социализация в разных обществах и культурах) и педагогикой (воспитание) (И. Кон),

В философии социализация — это процесс усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему социальных отношений (в том числе в микросоциум, в систему ролей, прав и обязанностей гражданина).

В социологии социализация — это процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, владение которыми позволяет личности чувствовать себя комфортно.

В политологии социализация направлена на процесс интегрирования и освоения отдельным человеком как членом определенного общества и гражданином государства основных эле-ментов соответствующей культуры.

Проблема социализации индивида в современной философии.

Под социализацией понимается: а) освоение чело­веком системы социальных норм и ценностей, социальных по­требностей; б) реальное включение индивида в общественную жизнь, процесс наделения людей социальными свойствами. «Со­циализация, — по К. Марксу, — не есть механическое наложение на индивида готовой социальной формы. Индивид, выступаю­щий как объект социализации, является в то же время субъектом общественной активности, творцом общественных форм»1 .

Важнейшими формами социализации являются: обычаи, тра­диции, государственно-правокые нормы, язык. Посредством этих форм осуществляется воспитание, обучение и деятельность чело­века.

Из индивида Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирее в сущности есть процесс социализации индивида. т проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий,поведений, поступков. вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При м только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то,чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. Иименно по нему другие люди могут оценить его личность.Соц-деятельная сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность.

Социализация есть процесс усвоения социального опыта, через включенность жизнь общ. Соцосущ в филогенезе (формирование родовых св-в и качеств человечества) и онтогенезе (форм конкретной личности). Лич всегда в процессе формирования, застывшая лч есть деградация.

Социализация или формирование индивида в личность на Западе понимается преимущественно следующим образом: социализация есть процесс формирования личности, когда индивид приобретает веру, отношение, ценность и навыки культуры. т процесс подразумевает три основных элемента: взаимодействие людей, хотя бы минимальное положительное (любящее) отношение в м взаимодействии, овладение языком в определенной степени. Социализация есть то влияние «среды в целом, которое приобщает индивида к участию в общественной жизни,учит его пониманию культуры, поведению в коллективе, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».

Воздействие среды на индивида и формирование личности осуществляется:

посредством семьи; посредством системы образования-воспитания;посредством трудового коллектива; под тем влиянием общества, которое не осуществляется в пределах ни одного из перечисленных факторов.

Из вышесказанного вытекает, что социализация или формирование личности — подготовка индивида к социальной жизни — подразумевает усвоение определенного уровня знаний, принятых в обществе норм (моральных, эстетических и т.д.), определенных навыков трудовой деятельности.

Следует выделить отдельно и обратить особое внимание на главнейший компонент социализации — формирование мировоззрения. Трансформация общества и образа Мира, как и производимых им типов личности, их отношений к социальной действительности, к природе, кдруг другу порождает потребности в новых мировоззренческих ориентациях, которые обеспечивали бы более совершенные формы социального быта.

Процесс формирования личности, есть процесс получения — освоения социальных ролей. Вместе с тем, выполнение этих социальных ролей часто становится источником конфликта, поскольку личность подразумевает готовность к выходу и действию на арене жизненного драматизма (а не просто идиллии).

Проблема социализации разрабатывается в разных научных дисциплинах, с различных точек зрения и естественно, существуют различные мнения как в определении так и в научном объяснении его механизма.

В социологии понятие употребляется с 90-ых годов XIX-ого века. Росс употребил понятие социализации как формирование чувств и желаний индивида в соответствии с требованиями группы.

Процес преврощения человека в личность осуществляется, по существу, в процессе социализации.

image

Социализация индивида, процесс становления личности происходит посредством воздействия социальной среды и представляет собой целостный процесс, в котором человек находится всю свою жизнь.. Без влияния общества индивид не становится личностью, но влияние не следует принимать как прямолинейное воздействие. Оно выражается во взаимодействии биологического, психического и социального в человеке. Личность не только усваивает социальные нормы и ценности, но, что главное, имеет определенное отношение к ним.

Ссылка на основную публикацию
Похожее