- Что такое когнитивный диссонанс?
- Причины когнитивного диссонанса
- Теория когнитивного диссонанса
- Теория когнитивного диссонанса Фестингера
- Примеры когнитивного диссонанса
- Итог
ВходРегистрация
Несмотря на такое замудренное название «когнитивный диссонанс», многие люди сталкиваются с ним в повседневной жизни. Когнитивный означает мыслительный процесс, а диссонанс – разногласие между чем-то. Основоположником когнитивного диссонанса является Фестингер, который выдвигал свои теории, концепции. На примерах становится видно, что такое когнитивный диссонанс.
В жизни каждого человека возникают ситуации, когда нужно принять решение. Если человек не может быстро принять какое-то решение, зачастую это указывает на когнитивный диссонанс, то есть неспособность выбрать между двумя и даже больших количеством вариантов решения ситуации. В зависимости от того, как быстро человек выберет, чем он поступится и чему будет следовать, принятие решения займет то или иное время.
Обычно когнитивный диссонанс возникает в ситуациях, когда человек встает перед выбором: следовать собственным желаниям и побуждениям или обращать внимание на общественное мнение, нормы закона, мораль? Так, например, когнитивный диссонанс возникнет в ситуации, когда человек узнает об измене своей второй половинки. С одной стороны хочется набить всем лицо, с другой стороны нужно помнить, что подобные действия приведут к несению ответственности перед законом.
Когнитивный диссонанс проявляется в том, что человек вынужден в чем-то себя ограничивать, поскольку не всегда желаемое совпадает с возможным. К примеру, девушка хочет жить роскошно и беззаботно, отчего начинает искать себе богатого мужчину. А обществу, которое возмущается по поводу ее желаний, она начинает рассказывать различные оправдания своему поведению: «жила бедно», «желаю лучшей жизни своим детям» и т. д.
Когнитивный диссонанс – это когда человек сталкивается с различными вариантами решения одной проблемы, причем все они равнозначны и одинаково важны. И человеку приходится выбирать не между своими желаниями, а между целями и общественным мнением, эмоциональными порывами и нормами закона, то есть между «хочу» и «надо». Ярким примером такого диссонанса может выступать нежелание ребенка учиться. С одной стороны ему надо учиться, с другой – он не хочет тратить время на изучение неинтересных тем.
И поскольку не всегда человеку удается идти на поводу у общественного мнения, он вынужден искать различные оправдания. Люди ведь начнут спрашивать, почему он их не послушался! И у него должны иметься веские причины неповиновения.
То же самое происходит в ситуации, когда человек идет на поводу у общества, что противоречит его личным желаниям. К примеру, парень, вместо того чтобы наказать своего обидчика кулаками, просто разворачивается и уходит, как его учили родители. Чтобы самого себя успокоить и оправдать свой поступок, который парню может казаться слабостью, он начинает искать веские причины, мол, «так учили родители», «я проявил интеллигентность» и пр.
Когнитивный диссонанс проявляется еще и тогда, когда нужно принять важное решение, но человека одолевают сильные сомнения. Даже когда он принял решение, человек продолжает сомневаться и перебирать в своей голове другие варианты решения ситуации. К примеру, женщина решила простить мужа за его проступок, однако в последующие дни продолжает сомневаться в том, нужно было ли это делать и насколько это соответствует ее желаниям.
Введение в теорию диссонанса
Человек пытается достичь внутренней гармонии и согласованности. Об этом было известно задолго до появления теории Фестингера – об этом говорили многие ученые и философы. Леон Фестингер же указывал именно на стремление любого человека привести в порядок свои убеждения и взгляды, ведь несогласованные представления несут с собой дисгармонию, внутренний хаос.
В своих научных трудах американский психолог отмечал, что когнитивный диссонанс – это особое состояние, некая предтеча той деятельности, которую человек попытается развить, чтобы поскорее избавиться от неприятных ощущений. Это примерно то же самое, что и поиск еды, когда человек голоден.
Степень проявления когнитивного диссонанса может быть разной. Большое значение при этом имеет то, насколько сильны существующие убеждения человека, а также мера их несоответствия новым знаниям. Важна также авторитетность источника, из которого поступает информация, признаваемая человеком противоречивой.
Что же происходит, если в системе знаний и убеждений человека возникает противоречие?
Признаки диссонанса
- Ощущение дискомфорта при необходимости принятия решения. Мы ежедневно сталкиваемся с проявлениями такого диссонанса при выборе товаров и услуг.
- Неуверенность в уже принятом решении, правильности совершенного поступка, заставляющая искать все новые, и новые объяснения того, почему мы поступили так, а не иначе.
- Стыд и чувство вины за свои действия, обычно сопровождающиеся явным намерением скрыть содеянное.
- Конформизм.
- Действия из страха упустить возможность, а не вследствие внутреннего стремления делать это – «все побежали, и я побежал».
Значение понятия
Когнитивный диссонанс – это психологическое явление, которое сопровождается возникновением некоторого несответствия между двумя когнициями. Так, зачастую в своих действиях человеку приходится либо пренебречь общественными установками, либо же поступиться личными принципами. Из-за этого возникает определенное разногласие между действием и убеждением.
В результате наступления когнитивного диссонанса человек может прибегнуть к оправданию собственных поступков или заблуждений, которые идут вразрез с общепринятыми нормами. В ином случае индивиду приходится направлять свое мышление в новое русло, которое соответствовало бы мнению окружающих и уменьшало противоречивые ощущения.
Биография
Леон Фестингер родился 8 мая 1919 года в Нью-Йорке в еврейской семье эмигрантов из России Алекса Фестингера и Сары Соломон. В 1939 году получил бакалаврскую степень в Сити-колледже Городского университета Нью-Йорка. В 1940 году окончил магистратуру Университета Айовы. В 1942 году получил степень доктора философии по психологии. Его научным руководителем был Курт Левин, у которого Фестингер впоследствии работал ассистентом в исследовательском Центре групповой динамики. В период с 1940 по 1942 год работал клиническим психологом в психиатрической больнице штата Айова, затем около года проработал психологом и научным сотрудником в Центре изучения ребёнка Университета штата Айова, а с 1943 по 1945 год — психологом в Университете Рочестера. В 1945 — 1948 годы был профессором Центра групповой динамики, основанный Куртом Левином в 1945 году при Массачусетсском технологическом институте. После смерти Левина в 1947 году Фестингер стал профессором Мичиганского университета, с 1951 года — профессором Университета Миннесоты, с 1955 года — профессором Стэнфордского университета. С 1968 года и до своей смерти в 1989 году — профессор Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Фестингер преподавал различные дисциплины, в том числе клиническую и социальную психологию.
Участие в научных организациях
В 1959 — 1962 годы Фестингер был членом отделения антропологии и психологии Национального научного совета. Учёный также являлся членом Американской антропологической ассоциации, Американской психологической ассоциации и Американской академии искусств и наук.
Награды и премии
В 1959 году Фестингер был награждён премией Американской психологической ассоциации «за выдающийся научный вклад».
Проводимые исследования и эксперименты
Все исследования можно разделить на три основные области:
1. Поведение принудительного соблюдения.
2. Принятия решений.
3. Приложение усилий.
Мы рассмотрим основные выводы, которые были получены в каждой области.
Пример принудительного соблюдение поведения
Когда кто-то вынужден делать (публично) то, чего он (в частном порядке) действительно не хочет, возникает диссонанс между его познанием (я не хотел этого делать) и его поведением (я это делал).
Принудительное соблюдение происходит, когда человек выполняет то, что не соответствует его убеждениям. Поведение не может быть изменено, так как оно уже использовалось, поэтому необходимо уменьшить противоречие, пересмотрев отношение к своим поступкам. Этот прогноз был проверен экспериментально в когнитивно-диссонансном эксперименте «Повороты колышков».
Пример 1
В интригующем тесте, состоявшемся в 1959 году, ученые Фестингер и Карлсмит попросили участников выполнить ряд заданий. Одним из них было поворачивать колышки на доске в течение часа. Как вы можете себе представить, отношение участников к этой задаче было крайне негативным.
Цель | Фестингер и Карлсмит в 1959 году проверяли, приведет ли создание людей к выполнению задачи, создаст ли когнитивный диссонанс через поведение принудительного соблюдения. |
Метод | В своем лабораторном эксперименте они исследовали 71 ученика мужского пола в качестве участников для выполнения ряда заданий (таких, как вращение колышков на доске в течение часа). Затем им платили либо 1, либо 20 долларов, чтобы он мог сообщить ожидающему участнику, что задачи действительно интересны. Почти все участники согласились пройти в зал ожидания и объявили, что эксперимент будет увлекательным. |
Результаты | Когда участников попросили оценить эксперимент, участники, которым заплатили всего 1 доллар, оценили утомительное задание как более увлекательное и приятное, чем участники, которым заплатили 20 долларов за ложь. |
Вывод | Оплата всего 1 доллара является стимулом для лжи, поэтому у тех, кому заплатили 1 доллар, возникает диссонанс. Его можно было преодолеть, только поверив, что задачи были действительно интересными и приятными. 20 долларов дают повод для поворота колышков, поэтому диссонанса нет. |
Пример принятия решения
Жизнь полна решений, а решения, как правило, вызывают дисгармонию. Предположим, что вам нужно было решить, соглашаться ли на работу в другом конце страны или нет, и быть рядом со своими друзьями и семьей. В любом случае, вы испытаете диссонанс. Если бы вы согласились на работу, то скучали по близким. Если бы отказались от работы — жалели о потерянной возможности.
Обе альтернативы имеют свои плюсы и минусы. Проблема заключается в том, что решение исключает возможность того, что вы можете пользоваться преимуществами невыбранной альтернативы. В то же время уверяет вас, что вы должны принять недостатки выбранной альтернативы.
У людей есть несколько способов уменьшить несоответсвие, который является результатом принятия решения. Одна вещь, которую они могут сделать, это изменить поведение. Как отмечалось ранее, это бывает очень сложно, поэтому люди используют различные умственные маневры. Распространенным способом уменьшения диссонанса является повышение привлекательности выбранной альтернативы и снижение привлекательности отклоненной альтернативы. Это называется «раздвигать альтернативы».
Пример 2
Брем в 1956 году был первым, кто изучал связь между дисгармонией и принятием решений.
Цель | Изучение этапа принятие решения |
Метод | Участницам сообщили, что они помогут в исследовании, финансируемом несколькими производителями. Участники также имели право получить один из продуктов в конце эксперимента, чтобы компенсировать свое время и усилия. Затем женщины оценили желательность восьми товаров для дома, цена которых варьировалась от 15 до 30 долларов. Продукты включали автоматическую кофеварку, электрический сэндвич-гриль, автоматический тостер и портативное радио. Участникам контрольной группы просто давали один из продуктов. Поскольку эти участники не приняли решение, у них не было диссонанса для снижения. |
Результаты | Люди в группе с низким уровнем диссонанса выбирали между желаемым продуктом и оценкой на 3 балла ниже по 8-балльной шкале. Участники в состоянии высокого диссонанса выбирали между крайне желательным продуктом и одним оцениваемым на 1 балл ниже по 8-балльной шкале. После прочтения отчетов о различных продуктах, люди снова оценили продукты. |
Выводы | Участники в состоянии высокого диссонанса помимо альтернатив больше, чем участники в двух других условиях. Другими словами, они были более склонны, чем участники других условий, повышать привлекательность альтернативы и уменьшать привлекательность невыбранной альтернативы. |
Пример усилия
Мы ценим больше цели, для достижения которых потребовались значительные усилия. Вероятно, это связано с тем, что диссонанс возник бы, если бы мы приложили большие усилия для достижения чего-то, а затем оценили его негативно. Конечно, мы могли бы потратить годы усилий на то, чтобы достичь чего-то, что было бы чепухой. А затем, во избежание возникающего диссонанса, попытаться предположить, что мы действительно не потратили годы усилий, или то, что усилия были действительно очень приятными, или, что это затрачено не очень много усилий.
На самом деле нам легче убеждать себя в том, что тяжело достигнутый результат наиболее ценен, чем тот, что досталось с меньшими усилиями. Этот метод уменьшения диссонанса известен как оправдание усилий.
Если мы прилагаем усилия к выполнению задачи, а она заканчивается неудачей, мы испытываем диссонанс. Чтобы уменьшить этот диссонанс, мы мотивированы, чтобы думать, что задача оказалась удачной.
Пример 3
Исследования Аронсона и Миллса, проведенные в 1959 году демонстрирует основную идею.
Цель | Выявить связь между диссонансом и усилием. |
Метод | Студентки вызвались принять участие в дискуссии по психологии секса. В состоянии «легкого смущения» участники читают мужской аудитории список слов, связанных с полом, таких как «девственница» и «проститутка». В состоянии «серьезного смущения» им приходилось читать вслух нецензурные слова и очень откровенный сексуальный отрывок. В контрольном состоянии они пошли прямо в основное исследование. Затем в любых условиях они услышали дискуссию о сексе у низших животных. Их попросили оценить, насколько интересно они нашли обсуждение и насколько интересно они нашли людей, вовлеченных в него. |
Результаты | Участники в состоянии «тяжелое смущение» дали самый положительный рейтинг. |
Вывод | Если у вас есть опыт, который является дорогостоящим, диссонанс уменьшается. Это помогает оправдать приложенные усилия. |
Когнитивный диссонанс и психическое здоровье
Наш мозг всячески пытается избежать дискомфорта, связанного с когнитивным диссонансом. Для этого зачастую он прибегает к так называемым когнитивным искажениям, которые мы упоминали выше. Когнитивные искажения — это типичные ошибки восприятия, свойственные всем людям. Наш мозг не всегда способен корректно обработать всю поступающую извне информацию и стремится “упростить её”. Это приводит к тому, что нам кажется правильным то, что легко и понятно, а сложное и запутанное воспринимается как ошибка. Другими словами, когнитивные искажения — это попытка сознания убедить нас в том, что на самом деле не является действительностью.
Ниже мы рассмотрим случаи депрессии и патологической зависимости от азартных игр как примеры психических расстройств, при которых когнитивные искажения служат в качестве корректирующей системы для снижения дискомфорта при когнитивном диссонансе.
Когнитивный диссонанс: когнитивные искажения при депрессии
Исследования показали, что депрессивные люди испытывают более глубокое чувство вины, более нерешительны и воспринимают негативные события тяжелее, чем остальные люди. Наиболее распространёнными при данном расстройстве когнитивными искажениями являются:
селективная абстракция (когда внимание уделяется только одной детали — например, из разговора “вырван” какой-то один контекст, а всё остальное игнорируется); дихотомия (события оцениваются на противоположных полюсах без промежуточной степени, т.е. либо “чёрное” либо “белое”);чрезмерное обобщение (к ним можно отнести выражения, в которых используются слова “всегда”, “никогда”… и т.п.); катастрофизм; персонализация (когда любой негативный факт приписывается себе); чтение мыслей (когда человек убеждён, что знает, что думает другой и почему так поступает); эмоциональное рассуждение ( человек полагает, что то, что он чувствует, верно независимо от представленных доказательств).
Когнитивный диссонанс: когнитивные искажения при “патологической игре”
При патологической зависимости от азартных игр (“патологическая игра”) когнитивные искажения способствуют поддержанию аддиктивного поведения. Когнитивные искажения присутствуют как у хронических игроков, так и у обычных — разница лишь в степени их выраженности. К наиболее распространённым когнитивным диссонансам, превратившимся в когнитивные искажения, в данном случае относятся:
- иллюзия контроля (“Я контролирую результат”);
- предсказание результата (“Я выиграю”);
- азарт как процесс самокоррекции (“Я не могу продолжать проигрывать”);
- удача как ответственная за результат (“Я чувствую, что выиграю”);
- объяснения постфактум (“Не получилось, потому что….);
- гибкая атрибуция (“Если выигрываю я, это потому, что я отличный игрок, но если я проигрываю — то игра нечестная, в игровом автомате что-то “подкрутили” и т.д.);
- почти выиграть (“Я поставил на ноль, а выпала единица”);
- Иллюзия корреляции и суеверия (“Чтобы выиграть, я должен одеть что-то чёрное”);
- Фиксация на абсолютной частоте выигрыша (Игрок фиксируется на том, что за год выиграл 3 раза, однако не учитывает количество проигрышей);
- Доступность (Игрок помнит о выигрышах, но забывает о проигрышах);
- Персонализация игрового автомата (“Давай, помоги мне….”)
Продуктивный метод избавления оправданием усилий
Мы сталкиваем с мелкими когнитивными диссонансами практически ежедневно. Многие из них не имеют серьезного влияния на нашу жизнь. Но некоторые представляют вред, поскольку не дают возможности получить желаемый результат, поправить здоровье, улучшить отношения и т.д.
Так происходит в первую очередь тогда, когда нам необходимо делать что-то неприятное. В этом случае мы сразу находим объяснения, почему это неприятное делать не стоит. Изобретательно доказываем себе, что это может быть не просто бесполезно, но и даже опасно.
- Мне нельзя сокращать количество сладкого, потому что если я не будут есть сладкое, то буду в стрессе. А если я буду в стрессе, то я сорвусь и начну есть совсем много сладкого и растолстею еще больше.
- Я не могу готовить дома здоровую пищу. Потому что для этого надо покупать продукты и тратить время на их приготовление. А если я буду тратить на это время, но мне не хватит его на работу. В итоге меня уволят. И тогда мне будет не на что есть. Так что, придется питаться фастфудом.
Чтобы избавиться от когнитивного диссонанса,
надо максимально усилить важность того результата, который дают неприятные действия.
Так если необходимость похудения для нас неочевидна, мы не будем ни готовить дома здоровую еду, ни отказываться от сладкого.
Чтобы выполнить эти действия, надо нагрузить ожидаемый положительный результат от снижения веса не просто важностью, а мега-необходимостью.
Усиливаем пользу
Надо понять,
зачем вам нужен тот результат, к которому должны принести неприятные действия. И это «зачем» должно быть по-настоящему важно.
Если вы обучаетесь в университете только для того, чтобы родители были довольны, вам вряд ли долго удастся их радовать, если вы не поймете, зачем вам на самом деле нужно образование. Зато легко отыщите массу аргументов, почему надо бросать.
Вот Миша и Маша тоже учились, а интересной высокооплачиваемой работы так и не нашли. Получают три копейки, лямку тянут. Я такую лямку и без образования могу тянуть. Зачем напрягаться?
Раздуваем вред
Ответ на вопрос «зачем?» не обязательно должен быть связан с потенциальной пользой желаемого результата.
Перспектива избежать негативного развития событий
часто оказывается более значимой, чем ожидание неких плюшек. Кнут всегда работает эффективнее пряника.
Это хорошо заметно на людях, которые уже успели нанести вред своему здоровью дурными привычками.
Так многие из курильщиков долго и пространно могут рассказывать о том, почему бросать курить не надо. Но как только облитерирующий эндартериит превращает перспективу ампутации конечностей из иллюзорной в реальную, все объяснения относительно того, почем не надо бросать курить, испаряются.
Ответ на вопрос «зачем это нужно сделать?» становится очевидным. Когнитивный диссонанс исчезает.
Порядок в голове
Модное в последние годы выражение «когнитивный диссонанс» означает психологический дискомфорт от некоего несоответствия. Если в сознании человека сталкиваются две конфликтующие идеи, если происходящее не укладывается в рамки логики, если действительность не совпадает с ожиданиями и противоречит прошлому опыту, возникает состояние когнитивного диссонанса.
По поводу когнитивного диссонанса есть целая научная теория, которую создал американский психолог Леон Фестингер. Работать над ней он начал в 1950-е годы, после того как обнаружил один странный феномен, связанный с человеческим сознанием. В то время в одном из американских штатов случилось несколько землетрясений. После того как все закончилось, в соседнем штате прошла волна слухов о том, что то же самое вскоре случится и у них. Эти слухи не имели под собой совершенно никаких оснований.
Фестингер пришел к выводу, что слухи возникли как оправдание страха и тревоги, которые испытывали люди. Они беспокоились, не знали, как справиться со своим беспокойством и как его объяснить, поэтому и распространяли тревожные слухи.
Подобное происходит постоянно. Люди любыми способами стремятся восстановить внутренний баланс между своими ощущениями и тем, что происходит в окружающем мире. И очень часто вместо поиска истины просто принимают на веру более удобную точку зрения.
Сила диссонанса
Степень выраженности дискомфорта, который мы испытываем, зависит от нескольких показателей:
- от той ценности, которую мы придаем своему убеждению;
- от степени несоответствия между устоявшимся мнением и новыми данными;
- от количества не состыковывающихся данных (чем больше разных, противоречащих друг другу, факторов надо принимать во внимание, тем выше стресс);
- близости опровергаемого убеждения к себе (нам легче разочароваться в ком-то, чем в себе).
Гипотезы теории
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера основывается на двух основных гипотезах, которые звучат следующим образом:
- ввиду того что возникновение когнитивного диссонанса сопровождается психологическим дискомфортом, индивид будет всячески пытаться преодолеть данное несоответствие;
- из первого пункта можно вывести второй, который гласит, что человек будет всячески избегать ситуаций, которые могут ввергнуть его в подобное состояние.
Теория когнитивного диссонанса Фестингера не только дает толкование и разъяснение понятий, но также и поясняет пути выхода из данного состояния. Кроме того, ученый рассматривает ряд реальных случаев, которые являются наиболее типичными примерами в психологии.
Влияние ментального дискомфорта на психику
В психологии когнитивный диссонанс – это всегда дискомфорт и беспокойство, которые могут являть себя как:
- сожаление, смущение, стыд, вина;
- грусть;
- отчаяние;
Последствиями диссонанса, с которым никак не удается примириться, могут быть:
- общий длительный стресс;
- ухудшение самооценки;
- развитие депрессии и/или хронической тревоги;
- отказ от полезной деятельности.
Под влиянием серьёзного когнитивного диссонанса, затрагивающего важные для нас аспекты бытия, могут изменяться алгоритмы того, как мы думаем и действуем. Изменения могут носить, как положительный, так и отрицательный характер.
Способы уменьшения когнитивного диссонанса
Когнитивный диссонанс можно уменьшить тремя способами. Какой из них выберет человек, зависит от его характера, ситуации, предоставленной информации и представленных аргументов. Конечно, многое зависит от психики данного человека, его рефлексивности и уверенности в себе. Часто даже правильная аргументация не может заставить человека использовать другой метод уменьшения диссонанса, потому что он поддерживает свои аргументы любой ценой.
схема Способы уменьшения когнитивного диссонанса
оспаривать одно из доказательств или аргументов — метод заключается в отклонении наиболее важного или единственного аргумента другой стороны, считая его непроверенным, подтасованным или неубедительным. Примером такого сокращения может быть ситуация, когда одна сторона представляет в качестве аргумента научное исследование, доказывающее вред сигарет
Второй человек отвергает их признание, утверждая, что они слишком двусмысленны и выполнены неправильно.
контратака — этот способ уменьшения когнитивного диссонанса можно наблюдать, особенно когда человек, испытывающий это явление, чувствует себя как бы загнанным в угол и как бы атакованным с другой стороны. Затем человек прибегает к простейшей форме защиты — к контратаке. Например, курильщик, на которого словесно нападает другой человек, прервет обсуждение словами «Я люблю курить и все!», «Моё здоровье — это моё дело!». Он также может перейти в контрнаступление, прямо напав на другого человека: «Моё курение менее вредно, чем ваше питье вина с друзьями каждую субботу».
признание ошибки — этот тип редукции заключается в размышлении над аргументами другого человека, принятии его точки зрения и адаптации к ней. Используя этот метод уменьшения когнитивного диссонанса, курильщик решает бросить пагубную зависимость и начать конкретные действия в этом направлении.
Когнитивный диссонанс, как преодолеть. Способы избавления от внутреннего дискомфорта
Сперва рассмотрим еще один пример. Допустим, человек – курильщик со стажем. Все вокруг говорят ему о вреде данной привычки: доктора, близкие, коллеги на работе, пресса. Рано или поздно, он может испытать когнитивный диссонанс, поскольку не понимает, чем опасно курение, и почему все так активно выступают против. Преодолеть напряжение можно:
- Изменив свое поведение – избавиться от вредной привычки;
- Переубедить себя, поменять отношение. Внушить себе, что никакой опасности от курения нет, а все окружающие лишь преувеличивают и не обладают достоверными знаниями
- Никак не реагировать, игнорировать поступающие сведения
Последние две стратегии едва ли принесут эффективные результаты. Поскольку ситуация с диссонансом может повториться и усугубиться.
Итак, методы преодоления внутреннего конфликта можно описать так:
Примеры когнитивного диссонанса
Что такое когнитивный диссонанс? Определение данного понятия лежит в понимании того, что каждое действие индивида, идущее вразрез с его знаниями или убеждениями, будет провоцировать возникновение диссонанса
При этом неважно будут ли такие действия вынужденными или нет
Как избавиться от когнитивного диссонанса? Для того чтобы это понять можно рассмотреть стратегии поведения на примерах. Данное состояние могут вызвать простейшие ежедневные житейские ситуации. Например, индивид стоит на остановке и видит перед собой двух субъектов, один из которых производит впечатление солидного и успешного мужчины, а второй – напоминает бомжа. Двое этих людей что-то едят в обвертке. Согласно знаниям индивида первый субъект должен выкинуть обвертку в урну, которая находится на той же остановке в трех шагах от него, а второй субъект, по его мнению, скорее всего, выкинет бумажку там же где и стоит, то есть не будет утруждать себя тем, чтобы подойти и выкинуть в урну мусор. Диссонанс наступает тогда, когда индивид видит поведение субъектов, которое идет вразрез с его представлениями. Другими словами, когда солидный мужчина бросает обвертку себе под ноги и когда бомж преодолевает расстояние в три шага, чтобы выкинуть бумажку в урну, наступает противоречие – в сознании индивида сталкиваются противоположные представления.
Другой пример. Индивид желает обрести спортивное телосложение. Ведь это красиво, притягивает взгляды противоположного пола, позволяет ощущать себя хорошо, способствует улучшению здоровья. Для достижения цели ему необходимо начать заниматься регулярными физическими упражнениями, нормализовать питание, стараться соблюдать режим и придерживаться определенного дневного распорядка, или найти кучу оправдывающих факторов, свидетельствующих о том, что ему не так уж и нужно (не достаточно финансов или свободного времени, якобы плохое самочувствие, телосложение в пределах нормы). Любые действия индивида, таким образом, будут устремлены в сторону уменьшения диссонанса – освобождения от конфронтации внутри него самого.
При этом практически всегда можно избежать появления когнитивного диссонанса. Зачастую этому способствует элементарное игнорирование любой информации относительно проблемного вопроса, которая от имеющейся может отличаться. В случае уже зародившегося состояния диссонанса, следует нейтрализовать его дальнейшее развитие и усиление, путем добавления в систему собственных представлений новых убеждений, заменив ими старые. Примером этому служит поведение курильщика, понимающего, что курение наносит вред здоровью его и окружения. Курильщик находится в состоянии диссонанса. Выйти из него он может:
– изменив поведение – бросить курить;
– изменив знание (убедить себя в преувеличенной опасности курения или внушить себе, что вся информация о вреде курения вовсе недостоверна);
– воспринимая любые сообщения о вреде курения с осторожностью, другими словами попросту игнорировать их. Однако нередко подобная стратегия может привести к боязни диссонанса, предубеждениям, появлению личностных расстройств, а иногда и к неврозам
Однако нередко подобная стратегия может привести к боязни диссонанса, предубеждениям, появлению личностных расстройств, а иногда и к неврозам.
Что значит когнитивный диссонанс? Простыми словами определение его заключается в следующем. Диссонанс – это некоторое состояние, при котором личность чувствует дискомфорт, вызываемое наличием двух и более противоречивых знаний (убеждений, представлений) об одном явлении. Поэтому для того чтобы не ощущать когнитивный диссонанс болезненно, следует просто принять за факт то, что такое явление просто имеет место быть. Необходимо понимать, что противоречия между какими-то элементами системы верований личности и реальным положением вещей неизменно будут находить отражение в бытие. А принятие и осознание того, что абсолютно все может полностью отличаться от собственных мыслей, позиций, представлений и убеждений позволяет избегать диссонансов.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Принципы избавления
Чтобы избавиться от когнитивного диссонанса,
мы должны отказаться от одного из противоречащих друг другу элементов познания. Но какой выбрать: А или Б?
Изменен будет тот элемент, который имеет меньшую устойчивость. На устойчивость влияют два основных фактора:
- количество опровергающих элемент данных;
- эмоциональная важность элемента для человека.
Для большинства людей второй фактор намного важнее первого.
Если отказ от когниции ведет к боли и несет ощущение потери, мы откажемся от нее с огромным трудом, даже если ее будет опровергать миллион других элементов.
В своей хрестоматийной работе 1957 года Леон Фестингер описывает такое положение дел примером курильщика, который умело опровергает то, почему курить не так вредно, как говорят, и почему сам отказ от курения может привести к негативным последствиям для здоровья.
Для избавления от дискомфорта когнитивного диссонанса мы должны:
- либо добавить положительных подкреплений нашей устоявшейся точки зрения, принятому решению, стереотипу действий и т.д.;
- либо уменьшить количество положительных данных для диссонирующего элемента.
Также можно:
- сократить число минусов у нашей привычной модели;
- убрать плюсы у ненавистного оппозиционера.
Суть теории
Первое, что стоит отметить, это тот факт, что теория когнитивного диссонанса относится к разряду мотивационных. Это значит, что данное состояние является определяющим в поведении индивида. Можно сказать, что именно идеи и убеждения во многом влияют на действия человека, а также на его жизненную позицию. Таким образом, нельзя трактовать знания только лишь как набор определенных фактов. Это прежде всего мотивационные факторы, которые определяют поведение человека как в повседневной жизни, так и в нестандартных ситуациях.
Понятие когнитивного диссонанса объединяет в себе две категории. Первая из них – это интеллект, который рассматривается как совокупность определенных убеждений и знаний, а также отношения к ним. Вторая – это аффект, то есть реакция на возбудители и раздражители. В тот самый момент, когда человек перестает находить связь или ощущает внутренние противоречия между данными категориями, наступает состояние когнитивного диссонанса.
Сам процесс неразрывно связан с прошлыми событиями и опытом индивида. Так, совершив определенный поступок, человек может начать раскаиваться или же испытывать угрызений совести. Причем произойти это может спустя значительный промежуток времени. Тогда индивид начинает искать оправдание своему поступку или же некоторые факты, которые могут смягчить его вину.
Уловки сознания для борьбы с диссонансом
Удивительно, но мудро устроенный мозг сам придумал, как бороться с диссонансом: это и активные методы, и способы избегания, и методы снижения негатива. Под действием сознания для снижения психологического напряжения человек использует следующие приемы:
- отказывается от прошлых убеждений, что иногда лучше сделать, если они противоречат общим нормам;
- переубеждает себя, взяв на вооружение методику позитивного мышления, чтобы найти позитив в безнадежной ситуации;
- избегает нежелательных событий, получает опыт, чтобы не допустить их в дальнейшем;
- отсеивает дискомфортные факты.
Такие приемы, подсказанные сознанием, доступны каждому, стоит лишь прислушаться к своей интуиции.
Как облегчить состояние когнитивного диссонанса
Упомянутый Леон Фестингер, изучая явление когнитивного диссонанса, выдвинул два утверждения. Первое гласит, что при возникновении диссонанса человек будет всеми силами пытаться снизить несоответствие между двумя явлениями, ибо диссонанс причиняет психологический дискомфорт. Второе утверждение, подтверждая первое, говорит, что в дальнейшем человек будет избегать ситуаций, в которых может возникнуть когнитивный диссонанс. Личность будет стремиться к консонансу, поскольку только он соответствует общепринятым представлениям о порядке.
Когнитивный диссонанс приводит к тому, что человек меняет какие-либо свои убеждения по поводу того, что вызвало этот диссонанс. Человек нуждается в том, чтобы его знания были согласованы, ведь это позволяет ему быть уверенным в себе.
Как же устранить или облегчить состояние диссонанса? Во-первых, нужно изменить свои убеждения и тактику своих действий. Во-вторых, следует критически оценивать поступающую информацию. Последнее – это как раз то, чего очень не хватает многим людям, из-за чего они склонны постоянно «оставаться в дураках», видя несоответствие в самых разных жизненных проявлениях.
К примеру, человек сталкивается с тем, что ему нужно выучить иностранный язык. Это вызывает дискомфорт – его формальное состояние противоречит его глубинной сущности. Чтобы устранить это противоречие, человек должен начать изучать язык или найти множество причин, по которым ему не нужно этого делать: у него, может, нет способностей, времени, денег на пособия или репетиторов. В этом отношении, кстати, понятно, почему многие люди склонны оправдывать свои ошибки и заблуждения: они находят массу фактов (реальных или мнимых), из-за которых ошибка выглядит небольшой и не страшной, и тем самым снижают чувство дискомфорта.
Но тогда возникает страх диссонанса, а это может привести к когнитивным расстройствам, стрессу, неврозам и другим расстройствам. И тогда избавляться нужно уже от этого нового чувства. Чтобы не возникало боязни когнитивного диссонанса, нужно просто признать, что такое явление имеет место быть. А в этом хорошо помогает банальная эрудиция, расширение кругозора и понимание того, как устроено человеческое знание. В мире ничего нет постоянного, это же относится и к нашим сведениям о мире. Те знания, которыми мы владеем сейчас, скорее всего, являются неполными или даже совсем поверхностными, и нужно быть заранее готовым принять новую информацию.
Развитие критического мышления — тоже важный фактор в борьбе с чувством диссонанса. Следует стремиться всё анализировать и проверять, а не принимать на веру. Конечно, на практике это не так просто, как кажется: мыслить шаблонами мы привыкли. Строго говоря, готовые шаблоны необходимы человеческому мышлению, чтобы на их основе оно могло расширять и углублять знания; однако время от времени необходимо перетряхивать свой багаж представлений и установок, проверяя их на соответствие истине. И состояние когнитивного диссонанса в этом смысле способно оказать помощь: оно указывает нам, где в наших рассуждениях допущена ошибка, и побуждает нас к поиску этой ошибки.
Пребывать в «постоянном диссонансе» склонны люди, которые считают свои убеждения и представления единственно верными. Это могут быть, в частности, люди с психическими расстройствами и заболеваниями – например, с синдромом Аспергера и другими болезнями аутистического спектра. Часто это просто «узколобые» люди, которые считают себя центром вселенной, хотя их кругозор меньше маковой росинки. Такой человек вполне комфортно чувствует себя в пределах своего маленького мирка, однако рано или поздно ему приходится выйти за его пределы. И тогда начинаются психологические мучения, ведь «большой» мир оказывается совсем не таким, как его собственная маленькая вселенная. И если в своём мире этот человек чувствовал себя хозяином положения, то теперь он ощущает собственное ничтожество, а этого ему совсем не хочется.
Вот пример того, как можно выйти из ощущения диссонанса. Допустим, человек постоянно и много курит. Кто-то ему сообщил, что курить очень вредно – это может быть врач, знакомый, статья в газете и т. д. У него возникает диссонанс, и чтобы его преодолеть, он должен или бросить курить, или убедить себя, что все, кто сообщает о вреде курения, преувеличивают проблему, или вовсе игнорировать эти сообщения.
Причины возникновения ментального дискомфорта
Невозможность построения четкой, логически выверенной модели
Одно и то же явление имеет развернутые, часто научно обоснованные, но противоположные друг другу объяснения.
Мы легко можем прочесть два новых учебника разных авторов на одну и ту же тему и найти в них диаметрально противопенные объяснения одного и того же явления.
Или получить полностью опровергающие друг друга консультации специалистов по одному вопросу.
Расширение информационной базы
Получение новой информации по вопросу, даже если эта информация не опровергает предыдущую, а лишь расширяет ее, может привести к когнитивному диссонансу.
Ведь новая информация делает модель любого явления более сложной. А чем модель сложнее, тем ей труднее придать целостную законченную форму, в которой все уравновешено и понятно.
Противоположные точки зрения
Наличие альтернативного мнения у других людей, а также осознание, что другие люди ведут себя так, как нам кажется неэффективно, но достигают успеха.
Нестыковки личного и общественного взгляда на проблему
Разрыв между тем, что принято думать по поводу той или иной проблемы в обществе, в котором живет человек, и взглядом самого индивида на нее.
Кто-то называет это духом противоречия. Кто-то – принудительным соответствием. В любом случае, это положение, когда человек вынужден идти на поводу у большинства, либо быть битым.
Рассогласованность между собственным опытом и теоретическими данными
У каждого из нас есть представление о том, каким что-либо должно быть. Но поскольку это только наши представления, реальное положение дел их часто опровергает.
В результате мы вынуждены вести себя не так, как задумывали. Тут и возникает когнитивный диссонанс, который доставляет нам беспокойство и заставляет находить объяснения, примиряющие противоположности.
Главное условие возникновение – наличие выбора
Мы беспокоимся лишь тогда, когда можем принять какую-либо точку зрению, а другую отвергнуть. Когда в нашей власти вести себя тем или иным образом. Если выбора нет, то нет и дискомфорта.
Мы можем разрываться между желанием съесть булочку и осознаваемой необходимостью снижения веса. Но если мы находимся в осаждённом городе, то вряд ли попадем в такое затруднительное положение.
Информация к размышлению и выводы
Итак, когнитивный диссонанс – это специфический вариант конфликта, возникающий в ситуации выбора и решаемый через изменение мировоззрения (убеждений) личности или наоборот поступков. Напоследок хочу познакомить вас с несколькими интересными фактами по теме.
- Теория когнитивного диссонанса принадлежит американскому психологу Леону Фестингеру. Если вам интересно более углубленное и научное объяснение феномена когнитивного диссонанса, то можно обратиться к авторскому первоисточнику («Теория когнитивного диссонанса» / «A theory of cognitive dissonance»).
- Экспериментально доказано, что алкоголь предупреждает и устраняет ощущение внутреннего дисбаланса. Именно отсюда вытекает присказка, что «нужно выпить» в трудной ситуации. Однако, уважаемый читатель, следует понимать, что выпивка не решит проблему (вместе с трезвостью диссонанс вернется). Но этот факт объясняет многие истории опущения людей на социальное дно. При определенных свойствах психики и внешних обстоятельствах человек с внутренним конфликтом может погрязнуть в аддиктивном (зависимом) поведении, которое разрушает личность.
- Экспериментально также была доказана фраза «Что у трезвого в голове, то у пьяного на языке». Некоторые люди используют алкоголь как средство для того, чтобы быть собой и не испытывать внутреннего дискомфорта, а потом сказать: «Я был пьян».
- Когнитивный диссонанс – явление неоднозначное. Так, у сектантов или участников каких-либо малых групп его может вызвать привычное в общепринятом понимании поведение. Например, по закону криминальной группировки нельзя оставлять свидетелей, но один из ее участников нарушил этот принцип. После чего испытывает внутреннее противоречие.
- Размер когнитивного диссонанса может отличаться и не всегда однозначно понимается разными людьми. Например, срыв с диеты (всего одна конфетка) способен вызвать реальный дисбаланс у девушки, но фразу «это же всего конфетка, дурью не страдай» со стороны.
- Через многочисленные когнитивные диссонансы происходит изменение личности (регресс либо прогресс). Чем чаще человек меняет свои убеждения в соответствие своим поступкам, тем проще повторять эти поступки снова и снова. Этот факт одинаково верен как в отношении «падения» личности, так и в плане перевоспитания. Например, с каждой ситуацией проще врать, но также отпетому лгуну говорить правду, если он поймет, что она приносит больше положительных лично для него результатов.
- Иногда в когнитивном диссонансе участвует три компонента: убеждения, знания и реальное поведение. Пример: я знаю, что курить вредно, но продолжаю, хотя и хочу бросить.
- Нередко после возникновения когнитивного диссонанса речь идет уже не о рациональности поведения, а о манипуляциях для его логического объяснения.
- Как правило, аргументы человек придумывает не только в пользу выбранного варианта, но и против отвергнутых.
Таким образом, когнитивный диссонанс – это внутреннее противоречие мотивов, потребностей, поступков и убеждений. В основном возникает в ситуации выбора. Устраняется с помощью взвешиваний всех «за» и «против» для каждого варианта и убеждения себя в собственной правоте (если выбор уже сделан) либо изменения условий, вызывающих рассогласованность когнитивной сферы личности.
И напоследок еще кое-что. Помните, в начале статьи я обещала сказать, опасен ли когнитивный диссонанс? В определенной степени да. А чем опасен? Внутренней тревогой, напряжением, раздражительностью, депрессией, апатией, агрессией и другими негативные психологическими состояниями. Они в свою очередь могут вызвать ухудшение взаимоотношений с семьей, на работе, в любви; формирование вредных привычек; деградацию личности и так далее (накапливать как снежный ком дополнительные проблемы, включая психосоматические). Потому бороться с этим состоянием нужно. А как? Правильно! Менять себя или окружающую среду. Ну, а этот вопрос требует детального изучения конкретного случая.
Психологического здоровья вам и отсутствия когнитивных диссонансов! Благодарю за уделенное внимание
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)
Согласно когнитивным теориям мотивации, поведение индивида зависит от его представлений о мире и когнитивного восприятия ситуации. Начало когнитивным теориям положил Леон Фестингер (8.05.1919 – 11.02.1989). Именно ему принадлежит теория когнитивного диссонанса. Эту теорию Фестингер предложил в 1957 году. В основе теории лежит то, что «связанные между собой установки человека стремятся именно к согласованности» (Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. Спб.: Ювента, 1991.).
В данном реферате я рассмотрю основные опорные точки теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера. Фестингер заменяет понятие «несоответствие» на диссонанс, а «соответствие» — на консонанс. Основные гипотезы теории когнитивного диссонанса Фестингера звучат следующим образом (далее цитата):
Возникновение диссонанса, порождающего психологический дискомфорт, будет мотивировать индивида у попытке уменьшить степень диссонанса и по возможности достичь консонанса.
В случае возникновения диссонанса, помимо стремления к его уменьшению, индивид будет активно избегать ситуаций и информации, которые могут вести к его возрастанию.Согласно данным гипотезам можно дать определение когнитивному диссонансу:
Когнитивный диссонанс– несоответствие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на уменьшение или устранение этого противоречия. В своей книге Фестингер рассматривает релевантные отношения между «элементами» (т.е. по факту, знаниями человека о предмете). «Два элемента являются диссонантными по отношению друг к другу, если по той или иной причине они не соответствуют один другому». Фестингер приводит несколько причин возникновения диссонантных отношений между элементами:
1. Логическая несовместимость. Отрицание одного элемента следует из содержания другого элемента на основании элементарной логики.
2. Культурные обычаи. Диссонанс возникает из-за того, что данная культура определяет, что прилично, а что нет.
2. Одно конкретное мнение входит в состав более общего мнения. Фестингер приводит следующий пример: демократ на президентских выборах голосует за республиканскую партию.
3. Прошлый опыт. Например, человек открывает кран с горячей водой и надеется не обжечься.
Возникновение диссонанса
Диссонанс возникает в ситуациях, когда индивид узнает новую информацию или становится очевидцем непредсказуемых событий. Фестингер утверждает, что диссонанс – это ежедневное, постоянное явление, так как на свете «очень мало на свете вещей полностью черных или полностью белых». Фестингер утверждает, что диссонанс возникает всегда, когда от человека требуется высказать мнение или сделать какой-либо выбор; «диссонанс между осознанием предпринимаемого действия и теми известными субъекту мнениями, которые свидетельствуют в пользу иного варианта развития событий». Можно привести пример из повседневной жизни: приходя в магазин, человек не может выбрать из двух одинаково хорошо известных брендов.
Степень диссонанса
Характеристики, между которыми возникает диссонансное отношение – главный фактор, определяющий степень диссонанса, по мнению Фестингера. Если два элемента – диссонантные, то степень диссонанса будет прямо пропорциональной важности данных когнитивных элементов. Другими словами, чем важнее информация для человека, тем больше будет степень диссонанса.
В реальной жизни почти не существует систем когнитивных элементов, в которой бы отсутствовал диссонанс. Почти для любого действия, совершаемого человеком, может найтись хотя бы один элемент, находящийся в диссонантном отношении с этим элементом. Из этого Фестингер делает следующий вывод: чем больше один элемент имеет диссонантных элементов, тем меньше степень диссонанса. И наоборот, если доля диссонантных элементов мала, то степень будет гораздо большей. Уменьшение диссонанса. Диссонанс действует таким же образом, как мотивы и потребности, так как порождается стремление к тому, чтобы уменьшить или устранить диссонанс. И интенсивность этого стремления зависит от степени диссонанса. Фестингер сравнивает желание уменьшить диссонанс с чувством голода. Если диссонанс возникает между двумя элементами, то этот диссонанс можно устранить изменением одного из этих элементов. «Существует множество возможных способов, с помощью которых этого можно достичь, что зависит от типа когнитивных элементов, вовлеченных в данное отношение, и от общего когнитивного содержания данной ситуации».Изменение поведенческих когнитивных элементов. Если возникает диссонанс между элементом, относящимся к знаниям об окружающей среде, и поведенческим элементом, то он может быть устранен только изменением поведенческого элемента. Самым простым способом Фестингер называет изменение действия или чувства, которое представляет этот поведенческий когнитивный элемент, ведь наше поведение и чувства напрямую зависят от новой информации. Например, если человек собрался на прогулку в солнечный день и заметил, что начинается дождь – единственное, что он может сделать – вернуться домой. Но не всегда возможно уменьшить диссонанс таким способом, так как это может повлечь еще большее количество противоречий.Изменение когнитивных элементов окружающей среды. Этот процесс является более трудным, по сравнению с предыдущим, потому что человек должен иметь «достаточную степень контроля над окружающей средой». Если изменяется элемент, а представление в сознании индивида о нем неизменно, то должны быть использованы средства игнорирования или противодействия реальной ситуации. В пример Фестингер приводит следующую ситуацию: «человек может изменить свое мнение о неком политическом деятеле, даже если его поведение и политическая ситуация остаются прежними».Добавление новых когнитивных элементов. Этот способ призван уменьшить степень диссонанса, путем добавления новых. Например, курильщик, имеющий два когнитивных диссонантных элемента: вред курения и отказ бросить курить. Он будет искать любые источники, опровергающие теорию о вреде курения (т.е. искать новые когнитивные элементы), и избегать те, которые наоборот увеличат степень диссонанса. Пределы увеличения диссонанса. Максимальный диссонанс между элементами определяется «величиной сопротивления изменению наименее стойкого элемента». Однако, даже в случае наличия очень сильного сопротивления изменениям общий диссонанс в системе может сохраняться на довольно низком уровне.
Теория подкрепления (Джозефа Клаппера)
Джозефа Клаппера беспокоило, что средний человек преувеличивает власть медиа. Несмотря на то, что многие ученые (в основном эмпирики) отвергали теорию массового общества, слишком много людей все еще полагали, что медиа обладают огромной властью. Он хотел их успокоить, показав, насколько ограниченной в действительности является способность медиа влиять на людей.
Клаппер писал, что медиа редко воздействуют напрямую и относительно бессильны в сравнении с другими социальными и психологическими факторами, вроде общественного положения, групповой принадлежности, прочных установок, образования и т.д. «Массовая коммуникация обычно не является необходимой и достаточной причиной влияния на аудиторию, а скорее действует в том числе и через цепь медиативных факторов и влияний. Эти медиативные факторы таковы, что делают массовую коммуникацию одним из составных агентов, но не единственной причиной в процессе усиления существующих условий».
Сейчас теорию Клаппера чаше называют теорией подкрепления, так как ее ключевое утверждение состоит в том, что медиа в основном усиливают (не изменяют) существующие установки и шаблоны поведения людей. СМК не подрывают социальные устои, а, напротив, выступают в роли агентов статус-кво, давая людям больше оснований продолжать верить и поступать так, как они уже делают. Клаппер утверждал, что перед медиа стоит слишком много барьеров, чтобы своим влиянием они могли вызывать фундаментальные изменения, разве только в очень экстремальных условиях.
Теперь те факторы, которые, по мнению Клаппера, являлись важными барьерами на пути влияния медиа (семья, школа и церковь), стали менее значимыми в жизни детей. По мере роста числа семей с одним родителем и с детьми «под ключом», у родителей уменьшилась возможность контролировать и сглаживать эффекты медиа. В то же время власть медиа возросла, они быстрее подстраиваются к индивидуальным вкусам и интересам. Крошечные черно-белые телевизоры, принимавшие один-два телеканала, уступили место аппаратам с большими экранами, способными настраиваться на сотни каналов.
Теория диффузии Э. Роджерса
Теория диффузии инноваций: В 1962 г. Эверетт Роджерс по-новому подошел к концепции информационного потока и его влияния на индивида, предложив так называемую теорию диффузии инноваций, которую иногда называют теорией инноваций или адаптации. Проанализировав данные большого числа эмпирических исследований, он пришел к выводу, что процесс принятия людьми новых идей и товаров включает шесть стадий: внимание, интерес, оценка, проверка, принятие, подтверждение.
Вначале о новшестве должно узнать, чаше всего из средств массовой информации, достаточно большое число людей. Потом его берет на вооружение очень маленькая группа инноваторов (2,5% населения), которые более мобильны, имеют контакты за пределами своего круга, легко воспринимают абстрактные идеи и готовы рисковать. За ними следуют ранние адепты (13,5%), в основном уважаемые люди, лидеры мнения, которые, посчитав новинку полезной, убеждают попробовать ее тех, кто прислушивается к их словам.
С включением этого раннего большинства (34% населения) степень принятия новшества выходит на среднестатистическую отметку. Потом новую идею или товар признает позднее большинство, на долю которого также приходится 34% населения. И, наконец, к новшеству меняет свое отношение группа отстающих, или поздние адепты (16%) из людей консервативных, с подозрением относящихся ко всему новому, часто испытывающих недостаток средств. Считается, что инновация признана обществом, если ее принимают от 6 до 16% населения.
В теории диффузии отчетливо видны достоинства и недостатки теории среднего уровня. Она позволяет удачно объединить огромный объем эмпирических данных, облегчает работу исследователю, но, как и теория информационного потока, построена вокруг источника, т.е. рассматривает процесс коммуникации с точки зрения элиты, которая принимает решение внедрить данную новацию. Эта теория «подправляет» теорию информационного потока за счет расширения числа участников процесса и улучшения качества стратегий преодоления барьеров на пути чего-то нового.
Согласно этой концепции роль медиа сводится к минимуму: они лишь информируют о новшествах.
Теория Роджерса стала важным шагом вперед по сравнению с ранними теориями ограниченных эффектов. Подобно другим классическим работам начала 1960-х годов, она опиралась на имевшиеся эмпирические обобщения и синтезировала их в связную глубокую точку зрения. Теория диффузии соответствовала большинству результатов опросных исследований эффектов и экспериментов с убеждением и, самое главное, была очень практична. Она легла в основу различных теорий рекламы и маркетинга, связанных с внедрением нового продукта или идеи в массовое сознание.
Исследователи установили, что принятие новации — это общий социальный процесс. Практически во всех ситуациях, когда людям приходилось принимать решения по любому поводу, они обращались к тем, чьим мнениям доверяют, за советом, который в конечном итоге определял их решения.
1. Теории ограниченного влияния СМИ:
Теория диффузии
Теория диффузии инноваций относится к сфере массовой коммуникации, однако исследования распространения инноваций проводятся также в рамках других дисциплин, таких, например, как социология и маркетинг. Согласно данной теории инновация диффундирует, т.е. распространяется в обществе по определенной предсказуемой модели, графически представленной в виде ^-образной кривой (обычная колоколообразная кривая, отражающая распространение инновации во времени).
В зависимости от особенностей принятия инноваций различают пять категорий людей, каждая из которых занимает определенную позицию на ^-образной кривой:
новаторы (люди, принимающие нововведения первыми), ранние последователи (ко-торые принимают инновацию вслед за новаторами), раннее большинство (первая массовая группа принимающих), позднее большинство (осторожные и скептики, выжидающие до тех пор, пока большая часть общества опробует и примет инновацию) и отстающие (они принимают инновацию в последнюю очередь). Большинство лидеров общественного мнения относится к группе ранних последователей.
Концепция диффузии инноваций основана на теоретических разработках французского ученого Габриэля Тарда (Tarde, 1903),
автора книги «Законы имитации».
Тард выдвинул концепцию 5-образной кривой, отражающей закономерности принятия инноваций, и ввел понятие лидерства общественного мнения.
Теория диффузии инноваций тесно связана с психологией вообще и с теорией социального обучения в частности, в том числе с такими компонентами последней, как символическое моделирование, убеждение, социальное побуждение и мотивация. Подражание играет существенную роль в диффузии инноваций. С точки зрения теории социального обучения процесс распространения инноваций определяется тремя основными событиями: 1) индивид узнает об инновации; 2) индивид принимает инновацию или новое поведение; 3) индивид взаимодействует с другими индивидами в системе социальных отношений.
Весь процесс диффузии инноваций можно представить в виде четырех ключевых этапов. Это: знание или осведомленность об инновации, убеждение посредством оценки достоинств инновации, решение о принятии или непринятии нововведения и подтверждение правильности принятого решения.
Несколько научных работ выделяются среди прочих ввиду своей важности для науки вообще или для исследований медиавоздействия в частности. Сюда относится исследование распространения лошадей среди индейцев, населяющих Великие Равнины, которое проводилось К. Висслером; исследование распространения семян гибридной кукурузы в Айове и несколько исследований, в которых изучалась диффузия новостей.
Распространение новых медиатехнологий оказалось в центре пристального внимания ученых, занимающихся изучением массовой коммуникации. В будущем научные исследования в США и других странах будут изучать распространение и воздействие этих инноваций. Такие исследования будут способствовать пониманию социальных изменений и роли новых технологий в развитии общества.