Россия, Краснодарский край, Ейск, улица Энгельса, 156
Телефон:
+7 (861) 323-07-65
Пн-пт: 08:00—17:00
whatsapp telegram vk email

Циклотимический или аффективно-лабильный тип акцентуации личности

image

Эмоциональная лабильность — характеристика, симптомы, лечение

Эмоциональная лабильность

05.03.2018

Пожариский И.

Синдром эмоциональной лабильности встречается у современных людей в повседневной жизни довольно часто. Многие совершенно не замечают того, насколько подчиняют свою […]

Синдром эмоциональной лабильности встречается у современных людей в повседневной жизни довольно часто. Многие совершенно не замечают того, насколько подчиняют свою жизнь обстоятельствам и зависят от собственных эмоций. Между тем, такое отношение к собственной личности вряд ли можно назвать вполне здоровым.

Эмоциональная лабильность, прежде всего, подразумевает некоторую психическую неуравновешенность и неустойчивость. Если человек часто находится в удрученном состоянии, не верит в счастливое будущее, то в результате он может столкнуться с тем, что его больше ничто не обрадует.

Для того, чтобы снова обрести смысл жизни могут понадобиться долгие годы и интенсивная работа над собой. А это весьма непросто!

Известный психолог Леонгард называл их определенными свойствами личности, из-за которых человек становится излишне чувствительным к происходящему вокруг, испытывает яркие эмоции. А главное, они остаются устойчивыми на протяжении длительного периода времени. В этом случае нельзя говорить о внезапных лабильных вспышках, свойственных холерикам или сангвиникам.

Эмотивы – это чуть ли не самые сложные во взаимодействии люди. Их нервная система слишком слаба, чтобы справляться с неожиданными происшествиями, поэтому любая нестандартная ситуация воспринимается, как трагичная. В то же время обычное состояние, не связанное с негативными переживаниями, предполагает излишнюю доброжелательность и позитивность по отношению ко всему окружающему.

Женский курс

Консультации

  1. Мимика. Для них характерно яркое выражение интереса к собеседнику. Внешне это выражается в больших открытых глазах и некоторой озабоченности на лице. Вместе с тем, типичной особенностью считается небольшая грусть. Так происходит из-за того, что мимические выражения довольно слабые, гораздо меньше, чем у того же гипертимика.
  2. Жестикуляция. Пантомимика у эмотивов плавная, меняется неторопливо. Так происходит из-за постоянного стремления сдержать себя в руках, не обидеть никого вокруг.
  3. Поведение. Такие люди отличаются излишней скромностью, но вместе с тем они очень самостоятельны, не любят обращаться к другим за помощью. Хотя так происходит не из-за самоуверенности, а скорее от боязни быть отвергнутым.

Вообще, эмотивный тип акцентуации характера дарит своим носителям некоторую загадочность. Их трудно понять, особенно малознакомым людям. Должно пройти много времени, перед тем как эмотив раскроется и покажет свой внутренний мир.

В психологии личности эмотив – это человек с акцентуацией характера, из-за которой он становится слишком чувствительным к любым ситуациям, происходящим вокруг, независимо от того, позитивный или негативный контекст они с собой несут. Но в общении это понятие имеет несколько другое значение. Оно характеризует проявление естественных искренних эмоций. Другими словами, таким лицам сложно скрыть свои истинные чувства по отношению к собеседнику, как трудно показать ненастоящую улыбку.

Главная особенность такой личности в том, что ее легко «прочитать». Есть поговорка «У него все на лице написано» и это абсолютно четко характеризует эмотива. Он показывает партнеру только те эмоции, которые действительно испытывает в данный момент, совершенно не умеет врать, из-за чего окружающим кажется, что у него отсутствует чувство такта.

Такая терапия предполагает, что есть два типа восприятия: объективный (радикал) и субъективный. Первый отличается тем, что затрагивает реально поступающую информацию, тогда как второй – только оценочный взгляд самой личности. В силу особенностей психотипа эмотива, именно с этим видом восприятия у него возникают проблемы.

Соответственно задача специалиста – научить человека реально оценивать и понимать окружающую ситуацию используя разные методы. Одним из самых популярных является обычное ведение дневника. Записав в него событие, можно затем проанализировать собственное поведение и чувства, а также реакцию на них окружающих людей и сделать соответствующие выводы.

Такую психотерапию лучше всего проходить под присмотром психолога. Записывайтесь на мою персональную консультацию и я помогу вам преодолеть все психологические барьеры.

Совместимость

Чтобы выстроить правильные отношения с окружающими, человеку с лабильным типом личности полезно знать свою совместимость с другими акцентуациями характера:

  • + лабильный = тождество, взаимопонимание, взаимовыручка, поддержка, гармоничные отношения;
  • + гипертимно-неустойчивый = дополняющие друг друга типы личностей; отношения, оптимальные для дружбы и брака;
  • + гипертимный = пульсирующие отношения: то лёгкие и непринуждённые, то надоедающие и раздражающие, так что этим типам нужно время от времени отдыхать друг от друга;
  • + психастенический = зеркальные отношения, но зеркало при этом оказывается искривлённым: один корректирует другого, не вникая в суть его поведения, — это приводит к недопониманию и претензиям;
  • + истероидный = отношения покровительства (со стороны лабильного типа) без обратной связи;
  • + шизоидный = ревизор (лабильный тип) постоянно придирается к подревизному (шизоиду), пытается поучать его и перевоспитывать;
  • + циклоидный = средняя степень комфортности в отношениях, когда против партнёра ничего не имеешь, но и особенной симпатии к нему не испытываешь;
  • + комформно-гипертимный = отношения расслабления: с таким партнёром приятно отдыхать и обсуждать посторонние темы, но делами с ним точно не займёшься.

Данная информация поможет выстроить правильные отношения с окружающими — друзьями, коллегами, близкими и родными.

image

Причины нервного расстройства

Неадекватное выражение эмоций характерно для множества людей. Повышенная эмоциональная лабильность, проявляющаяся регулярно, требует вмешательства специалиста и коррекции. К сожалению, люди часто игнорируют такие проблемы и предпочитают называть заболевание особенной чертой характера.

Неустойчивая эмоциональность может вспыхивать внезапно, выражаться в неадекватном отношении к определенным событиям и так же внезапно исчезать. Такое влияние на нервную систему оказывает кратковременный стресс. При этом похожие случаи не сигнализируют о серьезных проблемах с психическим здоровьем.Расстройство выраженности эмоций формируется из-за следующих причин:

  1. продолжительный стресс;
  2. ситуация, травмирующая психику;
  3. эндокринный дисбаланс;
  4. сосудистые и неврологические заболевания;
  5. психические расстройства.

Симптоматика патологии

Эмоциональная лабильность: что это такое у взрослых? Патология сопровождается симптомами, по которым можно определить наличие проблем.Само определение термина говорит о том, что в симптоматике выражена эмоциональная нестабильность. Это проявляется в неадекватной реакции на привычные события.

Чаще всего люди с синдромом чувствительно реагируют на трогательные фильмы и книги, душевные разговоры, маленьких детей и животных. Они часто плачут, при этом сами не могут объяснить, по какой причине. Да, котята и щенки – это мило, но не до слез.

Агрессия и аутоагрессия также имеют место быть. В большинстве случаев они вспыхивают резко и так же резко утихают. Данный симптом считается защитной реакцией, когда люди пытаются скрыть свои проблемы. Ненавязчивый вопрос о самочувствии или настроении может привести к неадекватному крику и попыткам уйти от ответа.

Частая смена настроения – яркий симптом. Человек может увлеченно играть в игру в течение 20 минут, а через минуту решить, что все это – ерунда и бесполезная трата времени. Может заинтересованно изучать репертуар кинотеатра и планировать посещение сеанса, а позже бросить это дело и расплакаться.

Следующий симптом выражается в увлечении делом. Например, постоянный поиск нового хобби и быстрая потеря интереса свидетельствуют об эмоциональной лабильности. Погружение в изучение истории Древнего Китая, быстрая смена этого хобби на вышивание крестиком, а после на футбол – все это симптомы патологии.Выделим основную симптоматику синдрома эмоциональной лабильности:

  • частая смена настроения;
  • неумеренное увлечение;
  • агрессия;
  • аутоагрессия;
  • повышенная плаксивость.

Все эти симптомы характерны для каждой личности в разные периоды жизни. Если вы их заметили, не нужно сразу бить тревогу. Задуматься о помощи стоит тогда, когда они выражены достаточно ярко и повторяются регулярно.

Патология в виде эмоциональной лабильности бывает двух типов:

  • пограничный;
  • импульсивный.

Пограничный тип выражается в апатии, фрустрации, безразличии. Человек, подверженный данному типу лабильности, выражает эмоции слабо и неактивно. Может наблюдаться повышенная тревожность и рассеянность.

Импульсивный тип – антипод пограничному. Для людей, страдающих этой разновидностью патологии, характерно негативное настроение, озлобленность, пристрастие к вредным привычкам. Аутоагрессия может выливаться в суицидальные наклонности, поэтому таким людям важно своевременно обращаться к специалистам за помощью в решении проблем.

Любой тип эмоциональной лабильности разрушителен для нервной системы и психического здоровья, что сказывается на всех сферах жизни личности.

Причины формирования

Как уже говорилось ранее, в основе эмотивного психотипа лежит слабая нервная система и это не метафора. Эта структура человека даже в норме формируется не сразу, а постепенно, на протяжении всего детства. В сочетании с генетическими факторами, особенностями характера родителей и других окружающих взрослых, появляется эмотивность, как уникальная акцентуация, которая остается с человеком на всю жизнь.

Чем больше переживаний перенес ребенок на протяжении всего своего короткого существования, в том числе утробного периода, тем выше вероятность возникновения излишней эмоциональности. С другой стороны, малыш – это губка, способная впитать в себя всю окружающую информацию, а значит недостатки слабой нервной системы можно скорректировать, если знать как это делать и обратить на эмотивность особое внимание.

К сожалению, эмоциональной стороной развития заниматься не принято, если только поведение ребенка не выходит за рамки приемлемого в обществе. Если же это так, медики скорее потратят свои силы на лечебные мероприятия, чем постараются изменить поведение за счет тренировки.

Любовь

Представители лабильного типа способны на настоящее глубокое чувство. Однако далеко не каждый человек способен выдержать рядом эмоционального партнера. Лабильные люди долго не уверены до конца, что хотят видеть рядом именно этого человека: в зависимости от колебания настроения, они будут воспринимать его то как идеал, то как ненужный балласт.

Актуация – термин с негативным оттенком, поэтому не стоит воодушевляться идеей пройти тест и разобраться, какие черты превалируют: шизоидные или эпилептоидные.

Период флирта может затянуться на долгий срок, лабильные люди не будут спешить с переходом на более близкий уровень. Но если связь станет серьезной, они будут верными и преданными партнерами. Семья для эмоционально нестабильных людей является пристанищем, в котором они могут восстановить внутреннее равновесие. Партнер для них – в первую очередь друг, соратник. Сексуальный контакт интересует их в последнюю очередь, из-за чего может сложиться впечатление, что эти люди лишены чувственности. Это не так, просто все эмоции переживаются ими на другом, более глубоком, уровне.

Люди с лабильными чертами характера крайне тяжело переживают разлуку и расставание. Они могут потратить годы на то, чтобы пережить удар судьбы. Чем больше вербальной поддержки они получат от близких, тем быстрее справятся с потерей.

Особенности у детей: правила их воспитания

Ранее уже говорилось, что излишнюю детскую эмоциональность родители замечают редко, а борются с ней лекарственными средствами, а не изменением собственных принципов воспитания. Но можно решить проблему гораздо проще, если учитывать некоторые правила и нюансы:

  1. Ребенок-эмотив – создание очень доброе и чуткое, поэтому важно научить его не испытывать чувства вины по разным поводам, чаще оставаться спокойным и уверенным в себе.
  2. Обязательно общайтесь в ним «по душам». Родитель эмотивного ребенка просто обязан стать его другом, иначе малыш закроется в себе.
  3. Нелишним будет научить чадо отстаивать свое мнение, защищать себя, потому что сам он этого осваивать не станет.

Но самое главное, будьте понимающими, не требуйте от малыша того, что ему недоступно, лишь мягко направляйте в нужную сторону, чтобы не убить в нем остатки уверенности в себе.

Неадекватное проявление эмоций свойственно людям разных возрастных категорий. Если у взрослых — это патология, требующая коррекции, то применительно ли то же к детям?

В первую очередь нужно сказать, что человек подвергается стрессам в любом возрасте. Взрослый может контролировать свое эмоциональное состояние, детям же это дается труднее.

На становление психики и эмоционального состояния ребенка влияют взрослые. Сверстники тоже имеют значение, однако родители и другие близкие люди более важны. Дети подвергаются стрессу в равной степени от чрезмерной опеки и полного безразличия со стороны родителей. Важно уловить баланс, который позволит маленькому человеку вырасти в здоровую личность.

Вне зависимости от воспитания ребенок устраивает истерики с криками и валянием на полу в самых неподходящих местах. В первый раз он проверяет, как поведут себя взрослые. Если же такая ситуация повторяется регулярно – момент упущен. Маленький манипулятор может заиграться и настолько войти в роль, что регулярные истерики приведут к постоянному напряжению нервной системы, которое выливается в эмоциональную лабильность.

Эмоциональная лабильность: что это у детей – отсутствие воспитания, патология или характерность? Регулярное проявление симптомов сигнализирует о проблеме, а разовая «акция» — обычная проверка степени дозволенного.

Что касается подростков, вопрос остается открытым. В период полового созревания и отчуждения от родителей дети испытывают немало стресса из-за изменений в теле и во внешности. В связи с этим многие из них сталкиваются с проблемами в общении, в выборе хобби, в стратегии поведения. Здесь действует тот же алгоритм: регулярное и яркое проявление симптомов – крик о помощи, редкие проявления – просто период взросления.

Неважно, кто страдает от эмоциональной лабильности – ребенок, взрослый, мужчина, женщина, пожилой человек. Любому может понадобиться помощь, поэтому важно применять методы коррекции и обращаться к специалистам за лечением.

Как известно, этот тип характера был описан в 1921 Е. Kretschmer и сперва часто упоминался в психиатрических исследованиях. П. Б. Ганнушкин (1933) включил в «группу циклоидов» четыре типа психопатий — конституционально-депрессивный, конституционально-возбужденный (гипертимный), циклотимический и эмотивно-лабильный. Циклотимия им рассматривалась как тип психопатии. Однако в дальнейшем под этим понятием стали подразумевать относительно легкие случаи маниакально-депрессивного психоза, а существование циклоидное™ вне рамок этого заболевания было поставлено под сомнение. С 40-х годов циклоидная психопатия исчезла из психиатрических руководств. В последние годы циклоидность вновь привлекла внимание, но как один из преморбидных типов больных эндогенными психозами, причем нередко циклоидный и гипертимный типы не разделяются.

Между тем существует особая группа случаев, где-циклические изменения эмоционального фона никогда даже не приближаются к психотическому уровню . Г. Е. Сухарева (1959) отметила подобные непсихотические циклотимические колебания у подростков, которые с наступлением зрелости могут вообще сгладиться. Подобные случаи, с нашей точки зрения, правильнее было бы рассматривать как циклоидные акцентуации.

Наши с С. Д. Озерецковским [Личко А. Е., Озерецковский С. Д., 1972] исследования позволили выделить в подростковом возрасте два варианта циклоидной акцентуации — типичные и лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода (у девочек это может совпасть с менархе), а еще чаще в 16-19 лет, когда половое созревание завершается, возникает первая субдепрессивная фаза. Чаще она проявляется апатией и раздражительностью. С утра ощущается упадок сил, все валится из рук. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить. Шумные компании сверстников, ранее привлекавшие, теперь избегаются. Приключения и риск теряют всякую привлекательность. Прежде бойкие подростки теперь становятся унылыми домоседами. Падает аппетит, прежде любимые кушанья перестают вызывать удовольствие. Вместо свойственной выраженным депрессиям бессонницы нередко наблюдается сонливость. Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску. Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно начинают сыпаться из-за падения трудоспособности, переживаются крайне тяжело. На замечания и укоры могут отвечать раздражением, даже грубостью и гневом, но в глубине души от них впадают в еще большее уныние. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию интрапунитивного типа с суицидными попытками. Обычно лишь в этом случае подростки попадают в поле зрения психиатра.

Юрий П., 16 лет. Вырос в дружной семье. Хорошо учился в английской школе до последнего класса. Отличался веселым нравом общительностью, живостью, увлекался спортом, охотно участвовав в общественной работе, был председателем школьного клуба.

Последние несколько недель изменился. Без причины ухудшилось настроение, «напала какая-то хандра», все стало валиться из рук, учиться стал с трудом, забросил общественную работу, занятия спортом, перессорился с товарищами. После занятий сиднем сидел дома. Иногда спорил с отцом, доказывая, что «в жизни нет правды». Ухудшились сон и аппетит В эти дни ему случайно попался под руку научно-популярный журнал со статьей о вреде онанизма. Так как сам тайком занимался мастурбацией, но ранее не придавал этому значения, теперь решил бросить, но обнаружил, что «не хватает воли». Подумал, что его ждут «импотенция, сумасшествие и слабоумие». В эти же дни в школе на общем комсомольском собрании был подвергнут товарищами суровой критике за развал общественной работы, которой ранее руководил. Один из одноклассников назвал его «плесенью общества». На собрании сперва огрызался, потом смолк. Понял, что он — «неполноценный человек». Возникла мысль о самоубийстве. Вернувшись домой из школы выждал ночи и, когда родители уснули, принял 50 таблеток мепробамата Оставил записку, где написал, что он — «духовно нищий человек» виноват перед школой и государством.

Из реанимационного центра был доставлен в подростковое отделение психиатрической больницы. Здесь в первые же дни состояние внезапно и резко изменилось, хотя антидепрессантов не получал. Настроение стало слегка повышенным, сделался общительным, активным, легко вступал в контакт, был полон энергии. Не понимал, что с ним было, «без всякой причины нашла какая-то хандра». Теперь же все прошло, настроение исправилось, рад, что остался жив. Суицидную попытку оценивает критически. Чувствует себя хорошо, аппетит даже повышен, сон стал крепким и спокойным. Скучает по родным, по школе и товарищам. Стремится продолжать учебу.

Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован циклоидный тип. Конформность средняя, реакция эмансипации не выражена. Отмечается отрицательная установка на алкоголизацию. По шкале субъективной оценки самооценка недостаточная: черт какого-либо типа не выступило.

Диагноз. Острая аффективная интрапунитивная реакция с истинным покушением на самоубийство на фоне акцентуации циклоидного типа.

Катамнез через 2 года. Успешно окончил школу, учится в институте. Отмечает, что после выхода из больницы бывали «плохие периоды» длительностью в 1-2 нед и повторявшиеся каждые 1-2 мес. К моменту катамнеза эти колебания сгладились.

У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны, 1-2 нед [Озерецковский С. Д., 1974]. Субдепрессия может смениться обычным состоянием или периодом подъема, когда циклоид снова превращается в гипертима, стремится в компанию, заводит знакомства, претендует на лидерство и обычно наверстывает то, что было упущено в учебе и работе в субдепрессивной фазе. Периоды подъема случаются реже, чем субдепрессивные фазы, и бывают не такими яркими. По наблюдению Ю. А. Строгонова (1972), иногда лишь обычно несвойственные рис кованные шутки над старшими да стремление везде и всюду острить могут бросаться в глаза окружающим.

У циклоидных подростков имеются свои места «наименьшего сопротивления». Они различны в субдепрессивной фазе и в период подъема. В последнем случае выступают те же слабые места, что при гипертимном типе: непереносимость одиночества, однообразной и размеренной жизни, кропотливого труда, неразборчивость в знакомствах и т. д. В субдепрессивной фазе ахиллесовой пятой становится коренная ломка жизненного стереотипа. Этим, видимо, объясняются присущие циклоидам затяжные субдепрессивные состояния на первых курсах высших учебных заведений [Строгонов Ю. А., 1973] Резкое изменение характера учебного процесс!, обманчивая легкость первых студенческих дней, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей, сменяющиеся необходимостью усвоить в короткий срок зачетно-экзаменационной сессии гораздо большего, чем в школе, материала — все это ломает привитый предшествующим десятилетием учебный стереотип. Упущенное приходится наверстывать усиленными занятиями, а в субдепрессивной фазе это не приводит к желаемым результатам. Переутомление и астения затягивают субдепрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и умственным занятиям вообще.

В субдепрессивной фазе появляется также избирательная чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям в свой адрес — ко всему, что способствует мыслям о собственной неполноценности, никчемности, ненужности.

Лабильные циклоиды в отличие от типичных во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче — два-три «хороших» дня сменяются несколькими «плохими». «Плохие» дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями. Но в отличие от описываемого далее лабильного типа нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин

Валерий Р., 16 лет Вырос в дружной семье, привязан к родителям и старшему брату, который служит в армии С детства был живым, ласковым, общительным, послушным. Учится хорошо. В последние два-три года стал сам замечать, что настроение у него колеблется: два-три хороших дня, когда чувствует подъем, чередуются с днями «хандры», когда легко ссорится, появляется, по его словам, «непереносимость замечаний и начальственного тона», предпочитает одиночество, нехотя идет в школу, которую вообще любит Более двух лет влюблен в одноклассницу, очень к ней привязан. Несколько дней назад настроение вновь испортилось. Показалось, что любимая девочка заинтересовалась другим мальчиком. Из ревности нарочно сказал ей, что сам полюбил другую,— произошел разрыв. Крайне тяжело переживал происшедшее. Все время думал о ней, не находил себе места, тайком плакал, каждую ночь видел ее во сне. Искал сочувствия и сопереживания у приятелей — был поражен их «безразличием». По их предложению, принял участие в совместной выпивке, но от вина тоска лишь усилилась. Вернувшись домой, почувствовал «полную безысходность и одиночество». Когда родители уснули, залез в горячую ванну и нанес себе несколько глубоких порезов бритвой. От кровотечения потерял сознание. Очнулся на руках отца, который случайно обнаружил его.

В подростковом отделении психиатрической больницы первые три дня оставался угнетенным, говорил о нежелании жить. Его любимая девочка разыскала его через справочную скорой помощи и пришла его навестить — отказался от свидания с ней.

Затем настроение изменилось к лучшему (психотропных средств не получал), встретился со своей возлюбленной, помирился с ней. Два дня был «подъем» — стал веселым, общительным, стремился домой скучал по школе. В последующем настроение ровное. Критически оценивает свой поступок, считает себя виноватым. В беседе обнаруживает эмоциональную лабильность, ищет сопереживания.

Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован лабильно-циклоидный тип. Конформность средняя, реакция эмансипации умеренная. Обнаружен высокий В-индекс (В-6), хотя ни в анамнезе, ни при неврологическом обследовании, ни на ЭЭГ данных за наличие резидуального органического поражения головного мозга не установлено. Психологическая склонность к алкоголизации высокая. По шкале субъективной оценки самооценка правильная, выделяются лабильные, циклоидные, гипертимные черты, отвергаются черты сенситивные.

Диагноз. Реактивная депрессия с суицидной попыткой на фоне акцентуации по лабильно-циклоидному типу.

Катамнез через 2 года. Здоров. Учится в вузе. Повторных суицидных попыток не было. По-прежнему отмечает изменчивость настроения.

Как у типичных, так и у лабильных циклоидов реакции эмансипации и группирования со сверстниками усиливаются в периоды подъема. Увлечения отличаются нестойкостью — в субдепрессивные периоды их забрасывают, в период подъема — возвращаются к ним или находят новые. Заметного снижения сексуального влечения в субдепрессивной фазе сами подростки не хотя, по наблюдениям близких, сексуальные интересы в «плохие дни» гаснут. Выраженные нарушения поведения (делинквентность, побеги из дому и т. п.) циклоидам не свойственны. Но в периоды подъема они могут обнаруживать склонность к алкоголизации в компаниях. Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных покушений на самоубийство возможно в субдепрессивной фазе, если в это время подросток подвергается психической травматизации, укрепляющей его в мыслях о своей неполноценности.

Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт «хороших» и «плохих» периодов. У подростка такого опыта еще может не быть и поэтому самооценка может оказаться несовершенной.

Циклоидная акцентуация, как указывалось, лишь изредка попадает под наблюдение психиатра (обычно это случаи суицидных попыток). Однако у здоровых подростков ее удается выявить в 2—5 % [Иванов Н. Я., 1976], причем из них половина может быть отнесена к типичным, а другая половина — к лабильным циклоидам. В после-подростковом возрасте (18—19 лет) процент циклоидов значительно возрастает, а процент гипертимов уменьшается [Боровик Т. Я., 1976; Перетяка О. П., 1981] Видимо, в силу каких-то эндогенных закономерностей гипертимный тип может трансформироваться в циклоидный — на фоне постоянной до этого гипертимности появляются короткие субдепрессивные фазы.

Что такое эмотив: характеристика

05.03.2018

Пожариский И.

Циклоидный или циклотимный тип личности – это такие особенности реагирования и поведения, которые заключаются в волнообразной смене настроения и соответствующего способа поведения.

Чтобы не стать жертвой собственной чувствительности, людям с излишней эмоциональностью приходиться учиться контролировать ее, подстраиваться под общепринятые нормы. Очень поможет в этом соблюдение простых правил:

  1. Поднимайте самооценку и самоуверенность за счет уже совершенных успехов. Никогда нельзя добиваться, чего уже удалось достигнуть.
  2. Создавайте вокруг себя комфортную обстановку.
  3. Стремитесь быть более раскрепощенными в общении, постоянно находите новых друзей.
  4. Относитесь к своей эмоциональности с самоиронией и пониманием. Это ваша особенность и ее придется принять.

Отличным помощником для таких людей становится юмор. Шуткой можно сгладить углы самых сложных ситуаций и найти контакт с людьми.

Диагностика

Хотите знать, не относитесь ли вы к лабильным типам личности? Пройдите тест и подсчитайте результаты.

Если по результатам теста набрано от 0 до 10 баллов — вам далеко до лабильного типа в плане проявления эмоций и скачков настроения. Те, у кого получилось от 11 до 20 баллов, порой бывают похожи на подобных людей, так как не всегда справляются с обуревающими их чувствами, но это бывает крайне редко. Диапазон от 21 до 25 баллов указывает на пограничную, очень близкую стадию к данной акцентуации характера. Яркие его представители — те, кто взял более 26 баллов.

Способы коррекции поведения

Эмоциональная лабильность и ее лечение – важный аспект в формировании личности детей. Взрослым тоже требуется коррекция, поскольку патология не исчезает сама по себе. Перед началом работы с нервной системой необходимо установить причину симптомов.

Если это регулярный стресс, придется отыскать его первопричину и постараться ее устранить. Если это заболевание коры головного мозга, эндокринной или нервной системы, терапия с психиатром станет лишь малой частью программы лечения. В любом случае стоит пройти обследование организма и обратиться к психологу, психиатру или психотерапевту.

Врачи назначают взрослым специальные препараты, способные контролировать эмоциональное состояние и подавлять вспышки гнева, агрессии, экспрессивности. Лечение детского синдрома происходит иначе. Большинство лекарственных средств предназначено только для взрослых пациентов, однако с ребенком используют другие методы работы.

Синдром эмоциональной лабильности у детей — это самовыражение или патология?

Черту характера

можно скорректировать – это ответственность родителей. В случае обнаружения патологии требуется вмешательство специалиста. Препараты детям почти не назначают, так как их прием в юном возрасте может повлечь за собой серьезные последствия. Если без лечения не обойтись, врач отдает предпочтение лекарствам на основе растительных компонентов.

Профилактика

Профилактика эмоциональной лабильности реализуется на протяжении всей жизни. Условно разделить ее можно на 4 важных этапа:

  1. ребенок;
  2. подросток;
  3. взрослый;
  4. пожилой.

Для каждого жизненного этапа характерны свои особенности. Истерики и неустойчивое эмоциональное состояние ребенка корректируется терпением и личным примером родителей и других взрослых людей. Дети – это зеркальное отражение родителей, поэтому следить нужно прежде всего за собой.

Подростки – это особая категория, поскольку развитию в этот период свойственно бунтарство. Бывают и исключения, но редкие. С подростками, подверженными эмоциональным перепадам, важно разговаривать как со взрослыми и стараться их понять. Крики, угрозы и наказания не приведут к положительным результатам.

Взрослый человек должен самостоятельно себя контролировать и отслеживать всплески эмоций. Игнорирование проблемы не способствует ее решению, а только усугубляет ситуацию. Здесь важно прислушиваться к мнению близких людей. Если они замечают эмоциональную нестабильность, перемены настроения и другие симптомы, значит, наблюдать за собой все-таки нужно. Другими словами, для взрослого человека профилактика эмоциональной лабильности заключается по большей части в самоконтроле.

Пожилые люди чаще подвержены психическим заболеваниям, например, старческому слабоумию. Профилактика для этой категории людей должна стать продолжением работы над собой. Отслеживание эмоционального состояния позволит избежать серьезных проблем в будущем, поэтому нужно избегать стрессовых ситуаций и беречь нервную систему.

Взаимоотношения с другими типами

Особенно большие трудности в общении эмотивы испытывают с людьми, имеющими иные акцентуации. Они неконфликтны, просты и постоянны, тогда как гипертим или шизоид постоянно требуют какого-то всплеска, порой агрессивного. Взаимодействовать с ними в такой ситуации становится еще сложнее, так что список друзей лучше все же ограничить лицами, не имеющими ярких особенностей характера.

Партнер должен научиться понимать эмотивного человека, а практически всем акцентуированным личностям именно это дается с трудом. Им предпочтительнее, чтобы заботились о них, чем проявлять понимание к другим. И строя отношения с таким человеком, будьте готовы идти впереди и вести его за собой, уверенно, но мягко.

Эмотив и работа

Работу такие личности выбирают, исходя из своих интересов и особенностей характера. В основном эмотивным акцентуантам подойдут следующие профессии:

  • Психолог.
  • Педагог.
  • Работник искусства.
  • Врач.

Это лишь примеры. Большого успеха эмотивы добиваются в юриспруденции, интеллектуальных специальностях.

Подходящие профессии

Что касается работы, то эмотивам больше всего подходит деятельность, требующая добросовестности, ответственности и созидания. Идеальным вариантом станет специальность, связанная с созданием красивых вещей, будь то дизайнер, флорист. Неплохо им удастся справиться с маленькими детьми, а вот подростки, скорее всего, лишат их равновесия, как и какие-то силовые профессии.

Стать эмотивной личностью, живя в обществе, не очень просто. Поэтому придется быть готовым учиться держать себя в руках. Но в то же время особая чувствительность может сделать человека доброжелательным, чутким, заботливым, что привлекает к себе. Волонтерство, медицина, образование – все области, которые способствуют помощи другим, оказываются доступны для реализации эмотивом.

В статье я рассказала про эмотивный тип личности и детально объяснила, что это такое. Не стесняйтесь обращаться за помощью, если чувствуете собственную эмоциональность. Самостоятельность может погубить вашу уверенность в себе, тогда как настоящие друзья приумножат все положительные стороны характера и нейтрализуют недостатки.

Как помочь самому себе и скорректировать негативные черты личности

Человеку с эмотивной акцентуацией характера можно дать несколько рекомендаций.

  • Научитесь говорить нет, чтобы вовремя отказать в нужной ситуации.
  • Научитесь расслабляться. Не нужно взваливать на себя груз, который вам не по силам.
  • Не помогайте всем подряд. Вникните в суть ситуации.
  • Помощь должна быть адекватной. Не стоит все делать за человека, чтобы он не «сел вам на шею».
  • Не становитесь удобным для всех.
  • Повышайте стрессоустойчивость.

Для решения последней задачи есть несколько тренингов.

  • Больше общайтесь с людьми. Даже через силу.
  • Старайтесь воспринимать жизнь с юмором. Работайте над этим.
  • Учитесь сохранять спокойствие с помощью простого счета до 10 или посредством методик релаксации.

Ссылка на основную публикацию
Похожее